Судьба Судая | Крепость, город, село
Рассказ в сегодняшнем посте пойдёт о далёком, расположенном на северной окраине Костромской области, селе Судае и его пригороде. Судай — одно из древнейших поселений этого края, сформировавшееся на основе древней крепости, а затем города. Историческая застройка села в наши дни представлена одно-двухэтажными домами конца XIX — начала XX вв., с мезонинами-светёлками, с богатой пропильной и накладной резьбой в убранстве фасадов. В пригороде Судая мы посетим незаслуженно обделённую у редких туристов деревню Буболино, где сохранились уникальные дома зажиточных крестьян — типичные представители жилища, характерного для Русского Севера. И последним побываем в урочище Воскресенье-Глазуново, с находящимся там одиноким неинтересным храмом.
Перед тем как попасть в Судай, в тот день мы посетили одно из самых атмосферных заброшенных мест, коих в Костромской области превеликое множество и из года в год становится всё больше. Местом тем стал рабочий посёлок лесозаготовителей Плотина. На верхнем фото как раз запечатлены постройки покинутого посёлка, а на нижнем — сама плотина.
После добротной порции впечатлений, полученных там, лесной дорогой добираемся до настоящей жемчужины деревянного зодчества, практически музея под открытом небом — умирающей деревни на берегу реки Виги, где экспонатами служат подлинные крестьянские дома, рубежа XIX — XX веков.
Отчёт об этом удивительном месте будет позже. Он станет заключительной точкой в цикле репортажей, посвящённых одному из наиболее насыщенных путешествий по Костромскому краю. А мы тем временем перебираемся через реку Вигу, где один мост своё уже отжил, и направляемся наконец-то в село Судай.
По преданию, в 1536 г. на реке Иде было поставлено урепление — Идское городище, ставшее прародителем Судая. Не могу не уделить пару слов об этом месте. В Идском городище стояла деревянная церквушка, колокола который были также деревянными, сделанные по образцу древнего била. А среди древних икон, XVI-XVII вв., была икона Христофора с собачьей головой (их писали в Заволжье). Известно, что когда Екатерина II путешествовала по Волге, ей в Костроме купец преподнёс в дар подобную икону. Та передала её в Синод, откуда по церквям разослали разъяснение: «Кощунство и грех писать иконы святых с псиными мордами». В 1542 г. крепость с городища перенесли на берег реки Виги, что стало официальном годом основания Судая.
Как и соседние города-крепости: Парфеньев, Кологрив, Кадый и др. Судай был основан на границе Московского государства — на Казанском оборонительном рубеже. В XVI в. Окологородняя (Жоховская) волость у Судая неоднократно подвергалась набегам татар: «в 1521 г. приходили татаровя на Жогово и Шартоново и до Сухоны доходили, во единой волости в полон взяли и иссекоша полсеми тысячи христиан». Упоминается Судай и в «Книге Большому Чертёжу» 1627 года: «А против Соли-Галицкой город Судай с другой стороны пала река Вига…». В писцовых книгах 1652-53 гг. упоминается как «городок», в крепости которого стоял деревянный Одигитриевский собор, а напротив городища существовал посад с церквями Благовещения и Воскресения. На протяжении всей истории в Судае существовали только эти три церкви.
Мы же начинаем прогулку по улочкам современного села, границы которого ограничивают реки Возига и Вига.
Во 2-й пол. XVII века Судай был административно-военным центром Судайской осады, включавшей несколько волостей. В нём был свой воевода, с находившейся здесь же военной командой. К северу от городища, на речке Глушице, располагалась Пушкарская слобода, где жили пушкари, обслуживающие пушки и затинные пищали (лёгкие пушки), расположенные в деревянной крепости. В те времена в Судае уже были питейный дом (кабак), соляной амбар (для продажи соли) и дома семейных солдат. Но посадских и торговых людей тогда ещё не было.
В 1543 г. крепость осаждалась казанскими татарами и черемисами, а в 1609-1614 гг.. деревни и сёла Судайской осады сильно пострадали от польско-шляхетских интервентов. Из переписи 1646 года: «В Судае на посаде посадских людей бобылей Петрушка Андреев, Ивашка Золотовин, Ивашка Митушин, всего три двора да двор Новозерского монастыря пуст». Правда, в этой переписи не указаны дворы священников, приказных и служивых людей.
В архиве Древних актов хранятся дела Судайской воеводской канцелярии, в основном касающиеся бытовой стороны жизни Судая. Как пример, в 1762 г. подканцелярист Антон Бороздин напился пьяным и ходил по Судаю, выкрикивая «слово и дело» — страшные по тем временам слова, т.к. они означали государственную тайну. Протрезвевший Бороздин при допросе у воеводы заявил, что кричал он «слово и дёрнет».
Воевода Прохор Бовыкин приказал: «за кричание государева «слово дело» да за пьянство и за прочие недобропорядочные поступки в страх другим бить публично батогами и впредь ни к каким делам оного Бороздина не определять». В тот же день «публичное наказание учинено, бит батогами» — записано в журнале воеводской канцелярии.
Происхождение названия Судай представляет топонимическую загадку. По одной из легенд, оно происходит от двух слов — «суд» и «дай». Завоеватели (возможно, казанские татары) чинили несправедливую, жестокую расправу над населением, а люди требовали — суд дай, т.е. обвиняй и наказывай по справедливости. Существуют и другие легенды, в основе которых лежит так же слово суд. Но все они мне представляются маловероятными.
Related articles
Comments
-
Alexeyric 26 мая, 14:10Hello.
-
ThomasDuema 15 февраля, 13:04Hello.
-
Perryguifs 22 февраля, 00:09Hello from Kiddishop.
-
Nerryguifs 26 февраля, 00:37Hello from Happykiddi.