Судьба Судая | Крепость, город, село
15.12.2017

Судьба Судая | Крепость, город, село

Не обошла здешний край и крестьянская война Степана Разина. В 1670 г., когда на реке Унже появился отряд разинцев под командованием атамана Ильи Иванова, их уже преследовали царские стрельцы. В городе Унже (ныне село, в котором мы также побывали) разинцы разбились на ватаги и пошли на север. Часть пошла через Судай на Тотьму, но была окружена войсками. Пойманный разинец Якушка Иванов для допроса был отправлен в Галич, куда его сопровождали судайский губной целовальник (контролировал действия губного старосты — должность для судебных разбирательств) Якунко Прокофьев и пушкарь Игашка Евстофеев.

Тогда же в соседней деревне Зельеве был схвачен Михаил Титов, показавший на допросе: «С вором де он с Ильюшкой Ивановым с товарищи в Судайской и Кологривской осадах ездя воровали домы, детей боярских разоряли и их рубили». Из приговора: «И того числа вор Мишка за то своё воровство в Судайской осаде в деревне Зельево казнён, руки и ноги отсечены и повешен».

А перед нами — дом причта.

Деревянные судайские церкви неоднократно горели и каждый раз выстраивались новые, но опять же из дерева. Пока в 1792 г. не была возведена из камня зимняя Воскресенская церковь (на фото справа); каменную колокольню построили в 1811 г. (не сохр.), а в 1830 г. на средства г. Бартенева в камне возвели летнюю Благовещенскую церковь (передний план).

Интересны записи, сделанные в 1628-29 гг.:

«Церковь Благовѣщения пречистые Богородицы в Судае на посадѣ, дани вдвое три рубля шестнадцать алтынъ, десятильничных две гривны. И декабря въ 26 день на нынѣшнеи на 136 год тѣ деньги взято платил попъ Семiонъ. 137 г. генваря 31 тѣ деньги взято, платил черной попъ Селивестръ. 139 г. генваря 4 по книгам Судайской осады церкви Благовещения Пр.Богор., что въ Судаѣ на посадѣ, венечных прошлаго 138 г. съ 2 отроковъ съ 2 двоеженцевъ 14 алтынъ взято… Данныя и вѣночныя пошлины платили попъ Игнатiй» (примеч. 136 год — это 7136 год от сотворения мира).

В советские годы стены Благовещенского храма занимал клуб. Возвращён верующим буквально несколько лет назад.

А сейчас немного преинтереснейшей информации из жизни судайских священнослужителей. В 1708 г. «попъ Алексѣй Ивановъ и дьячекъ Евдокимъ Елисѣевъ» Благовещенской церкви подали в Патриарший приказ прошение, где писали «товарищи наши попъ Тимофей Григоревъ, дьяконъ Iона Емельяновъ съ братьями и племянники владѣють насильствомъ своимъ церковными доходами нашими всякими сорокоустами и молебенными деньгами и землею и дворовыми мѣстами».

Иванов и Елисеев указывают, что в прошлых годах всем этим владели «дѣды наши и отцы и дядья… а они попъ Тимофей и дьяконъ Iона съ сродники своими хочуть насильствомъ своимъ владѣть двѣма третьми церковными доходы и землею… да онъ же попь Тимофей потравилъ лошадьми своими жатые пшеницы 300 сноповъ… лошадь у меня отбилъ и меня билъ смертнымъ боемъ и отъ тѣхъ его побой я лежалъ многое время». Далее перечисляется множество бед и денежного обмана, совершённого попом Тимофеем, после чего идёт просьба их «выслать въ Москвѣ… допросить и указъ учинить».

Однако, исходя из документов сл.года, поп Тимофей остался на службе, т.к. от его имени было направлено прошение освятить новопостроенную Воскресенскую церковь, вместо сгоревшей в 1708 г. старой. Также поп Тимофей и уже поп Иона Емельянов (изначально дьякон) значились в документах 1723 г., когда писали прошение для построения новой Благовещенской церкви, взамен сгоревшей в 1717 г. старой.

Вместо ветхой Одигитриевской церкви в 1738 г. по проекту знаменитого архитектора И.Ф. Мичурина (руководил восстановлением почти всех кремлёвских церквей и правительственных зданий) была построена новая церковь, также из дерева. Служитель Мичурина Сидор Терентьев Чепанов писал в син. каз. приказ:

«Церковь Одигитриевская в Судае, вместо сгоревшей, построена и к освящению готова».

В камне соборная церковь Одигитриевской Божией Матери была выстроена в 1805 — 1807 гг.. В наше время пребывает в руинах, поэтому привожу архивное фото.

В 1708 г. Судай становится уездным городом Галицкой провинции Архангелогородской губернии. В 1778 г. входит в состав Чухломского уезда Костромского наместничества и официально именуется заштатным городом или слободою. Во 2-й пол. XIX века Судай превратился в небольшое торговое село. В 1883 г. в нём открыли церковно-приходскую школу, в 1902 г. — богадельню. Из общественных зданий в 1903 г. открыт «Дом призрения сирот и бедных», а через год — библиотека-читальня.

На 1928 г. Судай находился в составе Костромской губернии, а в сл.году районы Судайский и Чухломский вошли в состав Костромского округа Ивановской промышленной области. Интересно, что в 1936 г. эти районы входили в состав Ярославской области. Только в 1944 г. они в составе вновь образованной Костромской области. Расцвет села пришёлся на советский период. В 1919 г. в Судае насчитывалось всего 22 деревянных дома и 133 чел., а в 1959 г. было уже 1785 жителей.

Тем временем направляемся в пригород Судая и оказываемся в деревушке Буболино, на окраине которой сохранились, без преувеличения, уникальные крестьянские жилища, постройки рубежа XIX — XX вв.. Дальше деревни, на север, десятки км «южной тайги» без каких-либо наспунктов. Более столетия стоят здесь дома Русского Севера.

И пока мы осматриваем могучие домины, продолжу из краеведения окрестных деревень. В 2.5 км от Судая находится дер. Понежское. Давным-давно там стояла благоустроенная усадьба, принадлежавшая богатому помещику, мичману флота В.Е. Обрезкову. Господский двухэтажный деревянный дом был длиной 12 сажен и шириной 9 (25 х 19 метров). На верхнем этаже было 13 комнат с гостиными залами, спальнями и кабинетами.

На крыше был устроен причудливый купол; по бокам пристроены флигели, оранжереи. На первом этаже находился театр со сценой, ложами и партером, где выступала труппа крепостных артистов. Но зрителей было мало — соседи-помещики были бедны, их интересовали больше хозяйственные заботы.

Обрезков со своим театром разорился: за долги его имение было взято в опеку чухломским помещиком Пётром Александровичем Катениным. Пытался Обрезков со своей труппой обосноваться в Костроме, приспособив под театр здание кожевенного завода, но и там не оправдал расходов. Тогда он перебрался в Ярославль, где окончательно разорился и умер.

Pages: 1 2 3 4

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!