30.11.2017

Экраноплан «Лунь» | Проект 903

Грустный вид у него какой то!!!

А это внутренний вид рабочего места стрелка (затравка на следующий пост).

Буду всем очень признателен за поправки, добавления. Очень бы хотелось найти рассказы людей, которые ходили или летали на этой технике. Может кто нить кратко перескажет РЛЭ?

Потому как удалось найти только нечно типа:

В принципе такая же почти история была со знакомым литехой с экраноплана. Он только после учебки молодой попал сразу на машину штурманом. Как он рассказывал страху натерпелся-какой говорит там курс прокладывать, шум , грохот, трясет, нихрена не видно, в голове одна мысль -лишь бы живым оттуда выползти. Так и не смог привыкнуть-списали.

Добавляю информацию,которую откопал в форумах, тк другой нет:

Я, майор запаса Долотказин Равиль. Служил 1980-1991 г. г. База в г. Каспийске. 236-Дивизион Кораблей Экранопланов(В/Ч 30960), Каспийской Флотилии. 11-ОАГ(В/Ч 49201), ВВС КЧФ (тоже экранопланы).

Состав: три Морских Десантных Экраноплана пр.904 «ОРЛЕНОК» один Морской Ракетный Экранплан пр.903 «ЛУНЬ» (по классиф. НАТО «истребитель авианосцев»).
После 1991 года — сами знете…

В г. Каспийске, на территории завода «ДагДизель», находился опытный филиал ЦКБ на СПК. Экранопланы строили в г. Горький и в полуразобранном виде, зачехленный и с непонятной конструкцией, по Волге, по ночам, на морских буксирах, тащили до Каспийска. Потом на филиале завода их собирали и доводили до ума. Дальше проводились опытные испытания, опытные стрельбы и опытные полеты, опытная выброска морского десанта или боевой техники.

В настоящее время, Морской Ракетный Экраноплан пр.903 «ЛУНЬ» по-прежнему, стоит в г. Каспийке и ржавеет. Опытный и последний полет, повторяю последний, состоялся летом 1989 года с опытными боевыми стрельбами в полете и на плаву. Больше он вряд ли еще раз поднимется в воздух. Шансы=0.
Из трех Морских Десантных Экранопланов пр.904 «ОРЛЕНОК»: 1) порезали на металлом, 2) разбился в 1991 г.,чисто по вине командира К.К., экраноплан не причем, я знаю все мелкие детали этого случая, ну это отдельный разговор. 3) К счастью остался жив и по инициативе Мэра г.Москвы, Лужкова Ю.М., МДЭ, по Волге, по рекам и каналам, перетащили в Москву, на Химкинское водохранилище (метро Сходненская), в музей ВМФ, он там и нашел свое последнее пристанище. В настоящее время он гордо стоит там, рядом с подводной лодкой и патрульным катером на воздушной подушке.

А ничего. КБ после Алексеева было переориентировано, на испытательном полигоне возле Чкаловска сейчас пыхтит маленький частный свечной заводик, сочиняющий небольшие экранопланчики и пытающийся втюхивать их за бугор в третьи страны.

1)С-25 — порезали на металлолом при мне и при моём участии, году так в 99(может быть 2000-м, сейчас точно не вспомню).

2)С-21 — разбился в августе 1992 года, кажись 28-го числа по вине КК (ФИО называть не буду — кто в теме, тот знает). Погиб один бортмеханик.

Погиб мой друг: ст. прапорщик Абдулгамид Бамматов. Он, согласно штатного рабочего места, находился в грузовом отсеке. В воде нашли только одну ногу, с ботинком в камуфляже. Так и похоронили. Вечная ему память.

3) С-26 — сейчас в Москве.

Позвольте мне сделать поправку. «ОРЛЕНКИ»: 1) Строительный бортовой номер С-21,боевой тактический бортовой номер 610. 2) Соответственно: С-25,630. 3) С-26,6 50.
«ЛУНЬ» — строительный бортовой номер С-30.

З.Ы. Служил в Каспийске с апреля 99-го по июль 2001-го в качестве ПКК э/п «Лунь».

Экипаж: лётчики… хотя одно время лётный состав снабжали по морской норме и звания были морские — мичман, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга и т.д.

Звания были морские — мичман, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга и т.д.

Воинские звания, насильно, спец. никто не менял. У кого был какой ВУС( воиинский учет спец.), они так и оставались. А из к.3р. — был только один, гад и тот замполит.

Экранопланы «ОРЛЕНКИ» в принципе и так летали как самолеты,но только на высоте 1-10 метров, согласно летной инструкции, и V=до385 км/ч,максимум. Казанские движки, после 5-8 кратного ремонта, больше тянули. А не летали так как с-т на больших высотах потому что:

  • не было высотного оборудования,(анероидно-мембранных указательных приборов высоты, парашютов, систем покидания…). Прибором указателя скорости, был РадиоВысотомер-до 10 метров. РВ-10.
  • также из-за своей конструкции, т.е, из-за аэродинамический компоновки крыла, преимущественно предназначенного для движения экраноплана, вблизи водной или иной поверхности.

Об этом знают буквально несколько человек, но в году, примерно 1983-85 г.г., мы, в режиме тайны и секретности, на свой страх и риск, без какого-либо согласования и разрешения, несколько раз, «втихаря» поднимали «ОРЛЕНОК» С-21, чисто визуально и ориентировочно, примерно на высоту 300-500 метров, (но,
перед каждым таким вылетом К.К., Ю.Г., отдельно и персонально, один на один, всегда спрашивал согласие каждого члена экипажа на такой опасный полет, каждый имел право отказаться от такого полета, но никто не отказывался), погода и видимость была прекрасная, летали так по 20-30 минут. По словам КК, он же ком. в/ч (Ю.Г.- очень грамотного и опытного летчика), экраноплан на такой высоте плохо слушается рулей, особенно элерон-закрылков и совершенно неустойчив в ГП, его постоянно куда-то тянет, есть постоянная угроза свливания на бок или в штопор. Т.Е. баранку надо держать крепко, постоянно «боротся» и парировать рулями эти отклонения и возмущения. Но зато он был устойчив и красив при полете вблизи экрана.

Автор

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Agnostic


Comments

  1. igor 30 ноября, 22:30
    "Ребро" на крыше кабины вероятно является обтекателем антенны (если из радиопрозрачного материала). аналогичный был на морском разведчике (на базе ИЛ-18).или обтекателем пучка кабелей.