Завод-легенда «ЗиЛ» | Заброшенный инженерный корпус
Первый отчёт 2017 года я решил посвятить легендарному предприятию, известному почти каждому жителю столицы. Это старейшая советская и российская автомобилестроительная компания «Завод имени И. А. Лихачёва». ЗиЛ — это не просто история и первый советский автомобиль. ЗиЛ — это своеобразный символ для городских исследователей и сталкеров. ЗиЛ — это легенда. Шли годы, и казалось, что огромные цеха, административные корпуса и конструкторские бюро будут стоять вечно.
Но с каждым годом новостей о жизни предприятия было всё меньше, зато постоянно муссировались слухи о возможном сворачивании производства, реновации промзоны и застройке территории технопарком и жилыми домами. И вот, в 2013 году основное производство на АМО ЗИЛ было остановлено, а в последующие годы — начался активный этап сноса цехов и строительство жилого комплекса. По состоянию на 2016 год большинство построек на территории — снесены, а функционирует только производство легковых автомобилей представительского класса.
Одним из сохранившихся зданий, в частности, является бывший инженерный корпус. В конце 16-го года у многих была возможность посетить эту локацию и прогуляться по помещениям, пока что ещё сохранивших дух советской эпохи. Огромные архивы документации, конструкторские бюро с кульманами, богатая научно-техническая библиотека, бухгалтерия, мастерские и лаборатории… Предлагаю посмотреть на фотографии и вам.
Ранее я уже делал репортаж с посещения ЗиЛ-а в 2013 году, когда мы посещали заброшенное конструкторское бюро и несколько цехов. В тот раз для попадания нам пришлось перелезть через довольно неприятный забор с колючкой, а потом перебежками и кустами добираться непосредственно до цели. В 2016-ом же всё получилось гораздо проще. Оказалось, что любой желающий может просто войти через открытую дверь и попасть внутрь. А дальше — свободно гулять по помещениям, снимать индустриальные пейзажи, таскать хабар, фотографировать обнажённых моделей и просто исследовать многочисленные комнаты, где раньше трудились инженеры и проектировали автомобили.
Оказалось, что теперь это всё никому не нужно…А единственное предназначение этого места до того, как стать очередным административно-деловым центром, — это использование одного из этажей под штаб строителей. Да, по прошествии определённого времени, внутрь пускать перестали и поставили охрану. Но в тот месяц это была просто мекка для городских исследователей, фотографов моделей, сталкеров и школоты, таскающей всё к себе домой. Успели сходить и мы. За компанию хочу поблагодарить Олега, Аниту и Серёжу с Никой. Было классно! Попадая внутрь, ты оказываешься в огромном 6-этажном заброшенном здании с десятками комнат, конструкторским бюро, химическими лабораториями, мастерскими со станками и административными помещениями.
Глаза просто разбегаются, а времени на исследование всего корпуса категорически не хватает. Внутри можно легко заблудиться, и периодически то тут, то там, натыкаешься на коллег, бродящих по зданию. Я попробую рассказать о нашем походе в инженерный корпус, соблюдая некоторую хронологию. Но всё равно некоторые этажи и части здания мы посещали в довольно хаотическом порядке.
Открываем дверь в здание и проходим в просторный холл. Прямо напротив парадного входа стоит памятник В.И. Ленину. Мы ожидали увидеть хотя бы какое-то подобие охраны, но комнатка сторожа пуста, а в холле пусто и безлюдно.
Поскольку именно здесь расположена главная лестница, а неподалёку был слышен какой-то шум, мы решили отправиться в боковые ответвления второго этажа. Некоторые комнаты довольно однотипные, где одна и та же картина — столы работников, высохшие цветы, книги, календари…Один из индустриальных натюрмортов.
Но зато в других помещениях порой можно встретить очень колоритные и необычные локации. Заводской архив документации предприятия. В этой комнате стеллажи передвигаются штурвалами, перемещаясь по специальным рельсам, благодаря чему образуются свободные проходы для доступа работников.
Это довольно большое помещение, состоящее из нескольких частей. И если на прошлой фотографии можно было увидеть комнату, где внутри стеллажей хранились документы, то в других — они распределялись и выдавались. Нечто подобное есть и на всех других отечественных предприятиях.
Почти от каждого уголка этого заводского корпуса так и веет атмосферой тех лет. Старые календари за конец 80-ых годов, черно-белые фотографии, кульманы из ГДР, старые столы, грамоты времён СССР. Или, например, эта подборка звёзд советского кинематографа.
Можно просто заглянуть на бывшие рабочие места работников. Чего тут только нет! Визитки, карты метро, старые плёнки, записные книжки, канцелярка…
На некоторых стеллажах различная конструкторская документация (чертежи, технические условия, эскизные проекты, технические описания и др.) хранится и распределена по сериям автомобилей по полкам и ящикам.
На столах можно встретить различные книжки ГОСТ-ов СССР.
Сделаем ещё один снимок комнаты со штурвальными стеллажами. Кстати, на многих можно встретить различные плакаты со снимками производимых автомобилей, хорошо знакомых всем жителям России.
Но отправимся дальше. На третьем этаже мы встречаем небольшую подсказку, о том, чем занимались работники в этой части корпуса. Согласно плакату, здесь располагалось «Технологическое управление АМО ЗИЛ». В соответствующем подразделении занимались контролем за технологическими процессами, за средствами технологического оснащения с целью обеспечения требуемой точности обрабатываемых деталей и повышения производительности труда.
Только мы хотели туда направиться, как услышали приближающиеся голоса. Поэтому было решено вновь спуститься на второй этаж и изучить оставшуюся его часть. Начнём с уютного, тёплого и лампового конструкторского бюро.
Красивый циферблат одного из найденных приборов, что любопытно, прибывшего из туманного Альбиона.
В целом, этот уголок КБ выглядит следующим образом. Если и можно применить фразу «Время здесь остановилось», то точно — для этого места. Вплоть до закрытия предприятия конструктора работали здесь на чертёжных кульманах, а единственные компьютеры — это пара старых пентиумов с ЭЛТ-шными мониторами… 🙁 Здесь не слышали ни о крупноформатных сенсорных дисплеях LCD multitouch, ни о современных интерфейсах САПР на крупноформатных дисплеях. Видимо, нашим удобнее по старинке…Хотя и откуда деньги на такие закупки? Если предприятие который год стояло в огромных долгах…
На столе у одного из работников встретились шахматные фигуры и ленты для печатных машинок.
На момент нашего посещения охрана и бывшие работники ещё следили за помещениями и периодически поливали некоторые цветы. Однако, далеко не все…
Многие рабочие места, стенки шкафов и кульманы украшены различными вырезками из журналов, картинками.У кого-то это церковные иконки, у кого-то сталинистская тематика, здесь же — множество отечественной гражданской и военной техники. У каждого здесь был свой уголок-мирок…