Заброшенная усадьба Семёновское-Отрада
13.10.2017

Заброшенная усадьба Семёновское-Отрада

Сегодняшний отчёт будет посвящен одной из известнейших и крупнейших дворянских усадеб Московской области. В это место я хотел попасть с самого начала моего увлечения подобными путешествиями. Оно манило меня каждым новым отчётом, фотографиями, но съездить и посмотреть никак не удавалось. Как только я собирался отправиться — сразу возникали различные препятствия. Но вот, наконец-то, это случилось, и в апреле мы вместе с другом посетили это незабываемое место. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдёт об усадьбе «Семеновское-Отрада».

«…Что ж, пусть минувшее исчезло сном летучим,
Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей…»

И. А. Бунин «Несрочная весна»

Читая строки произведения Ивана Бунина «Несрочная весна», посвящённые усадьбе, поражаешься, как точно писатель смог передать настроение поездки из Москвы в имение. Как метко он описал проблему протипоставления нового мира и старого, своеобразную антитезу Москвы и области. Всем советую ознакомиться с данным его произведением. Но это небольшое отвлечение, продолжим тему. Итак, усадьба Семёновское-Отрада представляет собой крупный архитектурный ансамбль. Он включает в себя роскошный дворец и охватывающие его по периметру флигели и службы, старинную церковь, мавзолей-усыпальницу, бывший ландшафтный парк, гидросистему из искусственных прудов, Лебединое озеро. Помимо этого раньше на территории располагались парковые павильоны, беседки и мостики, искусственные руины и фонтан, все теперь кануло в пучину времен… А кованые ворота работы Боссе, статуи львов на колоннах парадных ворот, позже исчезнувшие в неизвестном направлении? В своём отчёте я постараюсь показать нынешнее состояние дворца, сопоставить новые фотографии со старыми дореволюционными открытками и иллюстрациями об усадьбе. Можно писать долго о самом замке, но это будет сделано непосредственно по ходу рассказа с фотографиями. Вкратце — усадебный дом неумолимо разрушается, вода течёт через растерзанную крышу, печи раздираются на изразцы охотниками за наживой, почти вся лепнина и роспись стен уже исчезла, перекрытия постепенно приходят в негодность (им повезло, что они каменные! деревянные бы давно сгорели или рухнули). Территория сильно заросла, охраны санатория не видно, никаких заборов для отдыхающих нет. Впрочем, любой посторонний человек запросто найдет лазейку для попадания к усадебному дому снаружи. Да, я же забыл написать, теперь усадьба находится на территории санатория для отдыха сотрудников ФСБ. Поэтому там как бы охранный режим, забор с пиками, камеры, военные и т.д. На деле — гуляй не хочу, по крайней мере, мы бродили везде, где хотели, и никого так и не встретили. Погода, кстати, сначала была весенне-пасмурная, но потом на радость нам значительно улучшилась.

А теперь историческая справка об усадьбе и её владельцах.

«Основателем усадьбы «Отрада» в селе Семеновское был граф Владимир Григорьевич Орлов, один из пяти братьев Орловых, из которых Алексей был героем Чесмы, а Григорий был близок к Екатерине II. Получив заграничное образование в Лейпцигском университете, граф Владимир Григорьевич более тяготел к науке и тихой сельской жизни, чем к блестящей столичной, полной придворной суеты, жизни своих братьев. Пребывание в Лейпциге оставило в нем особое уважение к науке и ученым, за что императрица прозвала его философом. По возвращении из заграницы в 1766 году, 24-летний граф был назначен директором в помощь президенту Академии Наук графу Разумовскому, причем весь труд по академическому управлению выпал на его долю.

По выходе в отставку граф Владимир удалился в свое имение, занялся сельским хозяйством и постройкой отрадинского дома. Большой дом-дворец с различными службами, оранжереями, английским парком и другими затеями барских усадеб XVIII века строился не торопясь. Выложенный из розового кирпича, с белыми, четко вырисовывающимися колоннами, оконными наличниками и родовым гербом на фронтоне, главный корпус, не отличаясь особой изысканностью архитектуры, в то же время весьма типичен для построек XVIII века. Относительно обширные размеры жилых комнат, по сравнению с приемными и парадными, свидетельствуют, что главное внимание обращалось на комфортабельное житье большой семьи, а не на внешний блеск и приемы.

В двух боковых флигелях, примыкающих к дому, заключается ряд отдельных апартаментов для гостей. Один из них прозван Панинским и был специально отведен для гостей, приезжавших на продолжительное жительство.  Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки, обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Они славятся отличными персиками, которые начинают поспевать уже в конце апреля. В отдельном флигеле помещается физический и геологический или «рудный» кабинет; он напоминает о пребывании графа Владимира в Академии Наук и его сношениях с академиками Эйлером, Палласом, Гмелиным и др.

Проводя около полугода в своей Отраде, отстоящей в 80 верстах от Москвы, граф Владимир окружал дом всевозможными удобствами и держал много прислуги, все пристройки около главного дома постоянно были полны секретарями, конторщиками, музыкантами и артистами, из которых большая часть исполняли также служительские обязанности. Несмотря на совмещение должностей, оркестр был настолько хорош, что некоторые из солистов по смерти графа устроились в оркестрах московских театров. Прошло более века, и давно почили вечным сном и просвещенный основатель Отрады, и его блестящее братья, — но благодаря заботам их потомков старая екатерининская усадьба бережно и гордо хранит память о первом владельце.

После 1917 года в главном доме в Отраде существовал некоторое время музей дворцового быта, затем с 1918 по 1920 год в усадьбе располагался детский дом имени Карла Маркса, затем техникум и школа крестьянской молодежи, а в начале 40-х первая Московская школа НКВД… Сейчас усадьба находится на территории санатория «Семеновское».

А теперь непосредственно фотографии.

Как же всё начиналось? Приехав в село Семёновское, мы отправляемся обходить периметр санатория. Уже вскоре нам приходится преодолевать ручей, который преградил дорогу к усадьбе. Он был достаточно сильный, поэтому пришлось переставлять камни и прыгать по ним. Некоторое время спустя мы обходим по кругу забор и перемещаемся на территорию заброшенной военной части. Продираясь через дремучие заросли леса и небольшие речушки, уже совсем скоро оказываемся на территории усадьбы. Вскоре из-за деревьев начинает показываться главный усадебный дом…

Неужели мы на месте? Неужели сейчас мы увидим дворец графов Орловых? Да, это он. Тиха и пустынна площадка позади барского дома. Никого нет, только поют птицы, и слышен шум с реки. Двухэтажное здание с двумя прекрасными ротондами по бокам, фамильный гербовые картуши семьи Орловых под крышей. Отправимся дальше, ближе к зданию.

По лестнице с чугунными перилами на крыльце-ротонде попадаем внутрь дворца. Первое, что мы видим, — печальное состояние помещений. В большей массе — это голые стены, и полуразобранные печи. А ведь в 70-ые и 80-ые года была проведена почти полная реставрация здания! Увы, в 90-ых всё встало, теперь пошёл обратный процесс. Повезёт ли Отраде? Или её постигнет участь Гребневского дома, а потом и Пущино-на-Наре? Ничего не известно. Ступинский музей курирует этот памятник архитектуры, но, увы…

Анфилада залов на втором этаже усадьбы… Состояние помещений пока рано называть аварийным, но всё к этому идёт. Тем, кому захочется посетить эту усадьбу, очень советую смотреть как под ноги, так и на потолок! Множество кусков лепнины держатся ни на чём и периодически падают с четырёхметровой высоты вниз.

Потолок центрального зала на втором этаже. Помещение примечательно тем, что оно одно из немногих, где на стенах ещё сохранилась хоть какая-то роспись.

Ещё одна печь. После того, как на изразцы разодрали все печи, где присутствовали образцы 18-19 веков, началось обезображивание уже отреставрированных. Порой даже находятся люди, просто ломающие и крушащие данные объекты.

По одной из двух каменных винтовых лестниц поднимаемся на чердак с крышей. Здесь мы наблюдаем сильную аварийность — несмотря на то, что крыша была отремонтирована, подгнившие брусья были заменены на новые, перекрытия — укреплены. Но позже … железные листы с крыши сняли на металл. Это было предательством по отношению к усадебному дому. Чердак стал подвержен каждому дождю, снегопаду и непогоде. За пару десятков лет деревянная крыша под жестью стала рассыпаться как карточный домик, брусья стали обваливаться. Хорошо, что снизу расположено каменное перекрытие над залами второго этажа. Но и это, увы, не панацея. Тем, кто соберётся — не советую вылезать на крышу и ходить под чердаком. С крыши можно улететь, а на чердаке на голову могут обрушиться доски. Выбираемся на безопасный каменный бортик и делаем фотографию на барский дом и на территорию вокруг. Родные просторы! Эх…

Яркий пример того, в каком состоянии находится деревянная крыша над чердаком.

Подберёмся поближе к гербу семьи Орловых. Как же не сделать такой кадр. Однако свешиваться над пропастью не хочется, штатив остался снизу, поэтому приходится ограничиваться подобным снимком.

По чердаку пробираемся в другой конец здания. Ради интереса покажу вам, как выглядят кирпичные своды-потолки залов сверху.

В этот момент в здание кто-то пришёл, и их голоса с нижних этажей хорошо доносились через дымоход. Но вскоре «туристы» ушли, а мы продолжили путь. Такие каменные винтовые лестницы ведут со второго этажа на чердак.

Вовзращаемся на второй этаж и производим фотосъемку разных комнат.

Пришло время дореволюционных иллюстраций. Скорее всего — из журнала «Столица и усадьба». Когда-то в залах на втором этаже было так. Если в 90-ых роспись, что видна на фотографии, ещё можно было заметить, теперь уже вся краска ободралась.

Выглянем в окно на лестничном пролёте. Территория заросшая и, увы, замусоренная. Вид на западную оранжерею и торец западного двухэтажного флигеля.

Теперь сделаем кадр со второго этажа на южную сторону дворца, с которой и начинали осмотр.

Вернёмся в залы. Пройдём с запада на восток через просторные комнаты. Повсюду находим печи разной сохранности.

А когда-то совсем рядом или даже в этой комнате располагалась парадная спальня. Привожу рисунок акварелью начала XX-го века. Даже не верится, что когда-то в этих заброшенных и пустующих помещениях было столько роскоши…

И ещё одна фотография интерьеров усадьбы. Хочется процитировать Ивана Бунина и его описание усадьбы на момент посещения в 1923 году для большего погружения:

«… и я мог свободно проводить целые часы в покоях дворца как дома. И я без конца бродил по ним, без конца смотрел, думал свои думы… Потолки блистали золоченой вязью, золочеными гербами, латинскими изречениями. (Если бы ты знал, как мой взгляд отвык не только от прекрасных вещей, но даже просто от чистоты!) В лаковых полах отсвечивала драгоценная мебель. В одном покое высилась кровать из какого-тотемного дерева, под балдахином из красного атласа, и стоял венецианский сундук, открывавшийся с таинственной сладкогласной музыкой. В другом — весь простенок занимали часы с колоколами, в третьем — средневековый орган. И всюду глядели на меня бюсты, статуи и портреты, портреты… Боже, какой красоты на них женщины! Какие красавцы в мундирах, в камзолах, в париках, в бриллиантах, с яркими лазоревыми глазами! И ярче и величавее всех Екатерина. С какой благостной веселостью красуется, царит она в этом роскошном кругу! А в одном кабинете лежит на небольшом письменном столе и странно поражает взгляд коричневое бревно с золотой пластинкой, на которой выгравировано, что это — частица флагманского корабля «Св. Евстафий», погибшего в битве при Честме «во славу и честь державы Российския…». Да, во славу и честь Державы Российския… Странно это теперь звучит, не правда ли?

Часто бывал я и в нижних залах. Ты знаешь мою страсть к книгам, а там, в этих сводчатых залах, книгохранилище. Там прохладно и вечная тень, окна с железными толстыми решетками, а сквозь решетки видна радостная зелень кустов, радостный солнечный день, все такой же, такой же, как и сто, двести лет тому назад. Там устроены в стенах ниши с полками, и на этих полках мерцают тусклым золотом десятки тысяч корешков, чуть ли не все главнейшее достояние русской и европейской мысли за два последние века. В одной зале огромный телескоп, в другой гигантский планетарий, а на стенах снова портреты, редчайшие гравюры. Развернул я как-то один из прелестнейших томиков начала прошлого столетия, прочитал на шершавой бумаге строки:

…Что ж, пусть минувшее исчезло сном летучим,
Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей… «

Фрагменты остатков паркета — честно говоря, не обладаю большим багажом знаний на эту тему и не могу сказать, старинный он или восстановленный советскими реставраторами. Однако слышал версию, что вроде бы старинный.

Выходим в угловую юго-восточную комнату на втором этаже.

Когда-то в ней было приблизительно так (кадр из одной из соседних комнат, точно идентифицировать сложно, надо было внимательнее смотреть на месте):

В неосвещённой нише замечаем вторую каменную лестницу, уходящую на первый этаж и чердак. Чуть позже мы спустимся по ней вниз. Тут очень темно, поэтому фотографируем со вспышкой.

Сделаем ещё один кадр в той же комнате, что и на снимке 20. Примечательна красивая в былые времена печь, а теперь обнажённая от изразцов. Также любопытна форма потолка и сводов.

Теперь для сравнения прикладываю фотографию подобной печи в усадьбе , только сто лет назад. Увы…Ещё печальнее тот факт, что в 2004 все изразцы на печи были живы, но вскоре всё было растаскано.

Выглянем в окно и увидим переход в восточный двухэтажный флигель.

Переход не в самом лучшем состоянии, понемногу разваливается. Внутри обнаруживаются два осколка от надгробных плит и недоделанный гипсовый лев.

Крупнейшее помещение в усадебном доме — овальный зал. Необычная форма, сохранившийся дореволюционный паркет, остатки росписи Карла Брюллова на потолке — всё это брошено и никому не нужно. Ещё недавно паркет был в совершенно идеальном состоянии, но текущая с крыши вода и неправильный климат постепенно портит и его.

«Овальная белая столовая» сотню лет назад. Да… Просто поражаешься, как не пощадили усадьбу время и люди. С одного из сайтов я взял описание этого помещения:

«На верхнем этаже находится самая большая в доме комната — овальная столовая с пятью окнами, выходящими в сад. Гладкие белые стены украшены портретами, среди которых на первом месте портрет Екатерины II (копия с Боровиковского). В простенках между окнами стоят семь фамильных бюстов и тяжелые, в несколько пудов весом, шандалы дли свечей. Лепной потолок расписан Карлом Брюлловым, пользовавшимся особым покровительством графов Орловых, часто гостившим у них и путешествовавшим вместе с ними по Европе.

На двух массивных, доходящих почти до потолка, резных полках размещен старый фарфор, из которого особо примечателен расписной сервиз — подарок Екатерины II, покровительницы семьи Орловых. В глубине столовой, в особой витрине, хранится знамя, пожалованное Екатериной герою Чесменского боя. Рядом на столике другая реликвия — кусок корабля, на котором поднял свой флаг граф Алексей.»

А вот и фотография орнамента и узоров на том самом паркете. Уникальный объект в своём роде! Как жаль, что погибает на наших глазах.

А теперь и овальный потолок. Небольшой кусочек краски на потолке — это и есть вся память о росписи и картине Карла Брюллова, который был частым гостем в усадьбе и фаворитом графа.

Красивое помещение с полукруглым сводом на 1 этаже в юго-западной части здания, хорошо просматривается анфилада. Сохранилась старая винтовая лестница.

Проходим дальше по 1 этажу. В одной из комнат дверь заколочена, облазы сбоку в окна. Конечно же, ничего прямо такого интересного тут нет. Всего лишь ещё одна печь, многие изразцы разбиты, некоторые варварски выдраны.

Приведу ещё одну иллюстрацию из дореволюционного журнала.

Комнаты на 1 этаже с характерными окнами. Стёкол давно уже нету, рамы кое-где выломаны.

А когда-то в одной из таких комнат было так. Библиотека, насчитывающая тысячи книг, где теперь твои сокровища?

Сфотографируем ещё раз винтовую лестницу поближе. Ещё лет пять назад тут были перила, теперь уже их нет.

Изразцы на одной из отреставрированных печей поближе.

Своды в залах на втором этаже смотрятся под зелёным наростом очень мрачно. Поражает диссонанс между росписями, которые были, и состоянием сейчас.

Выходим на улицу. Постепенно страх быть пойманными фсбшниками уходит, и мы начинаем спокойно гулять по территории. Сначала мы отправляемся на лужайку перед фасадом здания, сразу за воротами. Сделаем обзорный кадр на барский дом. Примечательна старая колонна, не весть как сохранившаяся с тех пор до нашего времени. Она смотрится как-то одиноко, как-будто чего-то не хватает на ней или рядом.

А вот и те самые кованные ворота работы Боссе. Увы, им тоже сильно досталось. Невесть кто, судя по всему, хотел сдать их в металлолом, но у него это не вышло. Немного погнутые, полуотломанные, но всё же не потерявшие своей грации, стоят они и сейчас. Сквозь ворота видна и церковь Николая Чудотворца в Семёновском. Бунин пишет о ней:

«А перед отъездом был я в знаменитой церкви. Она в лесу, на обрыве, круглая, палевого цвета и сияет в синем небе золотой маковкой. Внутри ее круг желтоватых мраморных колонн, поддерживающих легкий купол, полный солнца. В круглом проходе между колоннами и стенами —изображения святых со стилизованными ликами тех, кто похоронен в фамильном склепе под церковью. А в узкие окна видно, как ветер ворочает косматые главы сосен, величаво и дико раскинутые из обрыва в уровень с окнами, и слышно пение, гул ветра. Я спустился в непроглядную темноту склепа, озаряя красным огоньком воскового огарка громадные мраморные гробы, громадные железные светильники и шершавое золото мозаик по сводам. Холодом преисподней веяло от этих гробов. Неужели и впрямь они здесь, те красавицы с лазоревыми очами, что царствуют в покоях дворца? Нет, мысль моя не мирилась с этим… А потом я опять поднялся в церковь и долго глядел в узкие окна на буйное и дремотное волнение сосен. Как-то весело и горестно радовался солнцем забытый, навсегда опустевший храм! Мертвая тишина царила в нем. За стенами же пел, гудел летний ветер,— все тот же, тот же, что и двести, сто лет тому назад. И я был один, совершенно один не только в этом светлом и мертвом храме, но как будто и во всем мире…»

Восточный двухэтажный флигель, соединенный с дворцом красивым арочным мостиком. К слову сказать, именно этот переход тоже в аварийном состоянии.

Вековой дуб, раскинувший свои ветви во дворе усадьбы.

Обходим здание кругом. Сфотографируем ещё раз юго-западную ротонду-крыльцо. На ней пока что сохранились старинные чугунные поручни…

…На такой же юго-восточной, например, их оторвали. Вид на южный фасад главного дома. Видны остатки центрального крыльца.

Фотография начала XX-го века. Тот же ракурс.

Идём дальше, вскоре нашему взгляду предстаёт восточная оранжерея, пристроенная ко дворцу. Когда-то под крышей здесь было много красивых элементов лепнины (ангелы, узоры и т.д.), сейчас многие потеряны. Остался лишь год и ленточки над главным входом. Внутри посередине очень красиво, и помещение больше напоминает по сводам не оранжерею, а церковь, однако факт остаётся фактом. Боковые помещения за решётками похожи больше, внутри везде пусто.

Обходим главный дом и оранжереи с восточной стороны. Заросли, красный кирпич почему-то вызывают ассоциации с Выборгом и «Финским отелем». Виден и подвал. Кстати подвал тоже очень красив, высокие своды, однако вот досада — там не прогуляешься, он фактически полностью затоплен.

Ещё недавно все пространство сзади дворца над речкой было жутко заросшим, позже, для каких-то съемок деревья были вырублены. Распустившаяся верба на срубленном кусте.

Отойдём подальше к реке и сделаем обзорный кадр на южный фасад усадебного дома.

А вот и дореволюционная фотография с другого берега реки. Такая красота!

Позади главного дома также присутствовал фонтан. По описаниям современников, струи били до высоты второго этажа, и это было потрясающе красиво. Увы…

Возвращаемся к восточному двухэтажному флигелю. До революции здесь располагались апартаменты для гостей. В советское время было административное здание санатория, в 80-ых годах — здесь работали реставраторы, составляющие проект для усадьбы. Сейчас тут также аварийно, перекрытия деревянные и довольно сильно прогнили. В комнате на 1-ом этаже на полу валяется много всяких мятых бумаг, дел, чертежей и планов зданий.

А это — арка-мостик, соединяющая дворец с западным двухэтажным флигелем. Кстати, тому повезло меньше, чем восточному — перекрытия рухнули везде, видны попытки незаконченного ремонта.

Вообще, очень интересная планировка усадьбы. Столько флигелей, столько пристроек. Если пройти от центра дворца мимо оранжерей на восток или запад, придёшь либо к восточному, либо к западному одноэтажному флигелю. В них также пусто, но в западном сохранились остатки советского медпункта при санатории. Интересна лепнина, дожившая до наших дней. Привожу фотографию западного одноэтажного флигеля.

Много кадров выкладывать изнутри не буду, ограничусь этим. Полочки на стенах — воспоминания о советском периоде, тут стояли медицинские стеклянные карточки о здоровье, лечении болезней, профилактике и т.д. Изнутри они подсвечивались лампочкой. Ещё на фотографиях 2000-ых годов тут все карточки были целые. Но сейчас побили и их. В других комнатах кое-где попадаются элементы медицинской утвари, шкафчики, мебель и таблички.

Участок старой чугунной ограды вокруг усадебной территории.

Продолжим наш путь и поднимемся в гору. Для этого надо пройти через территорию новых корпусов санатория. Никого встречаем, и вот мы уже на месте.

Мавзолей-усыпальница Орловых. По проекту архитектора Д.И. Жилярди в 1832-1835 гг. была построена Успенская церковь, ставшая родовой усыпальницей графов Орловых. Сейчас это строение больше известно как Мавзолей, тут расположилась небольшая историческая экспозиция.

Дореволюционное фото Мавзолея.

Вернёмся к главному дому. Мой любимый кадр на усадьбу. По бокам от ворот за кадром находятся большие каменные столбы, на которых раньше стояли два грациозных льва.

Парадный двор усадьбы, именно здесь раньше на территорию заезжали кареты, они двигались по кругу, специально для этого вокруг круглого пятачка выставлены каменные столбики.

Сходим на крышу перехода между дворцом и западной оранжерей.

На крыше выросли деревья!

Декоративные архитектурные элементы на крыше западной оранжереи.

Сделаем кадр в сторону фонтана и реки. За рекой располагается лес, а внутри леса — бывшая дача Сталина.

Заключительная фотография. Пора уезжать. Сперва отправляемся на пикник на солнышке. Для весны была очень жаркая погода, можно было сидеть в футболке, перекусывать и наслаждаться пребыванием на таком интересном историческом месте. Сделаем кадр напоследок — теперь пора торопиться на обратный автобус.

А теперь и список использованных источников:

1. Сайт «Хранитель истории» http://historykeeper.ru/
2. Сайт Натальи Бондаревой «Памятники Архитектуры Подмосковья» http://nataturka.ru/usadiba/sem_otrada.html
3. Отчёт antares-610 на Urban3p: http://urban3p.ru/blogs/13349/
4. Сайт http://wikimapia.org
5. Вконтакте, страница Владимира Сергеева http://vk.com/album13746422_93924923
6. Бунин И.А. «Несрочная весна» http://www.modernlib.ru/books/bunin_ivan_alekseevich/nesrochnaya_vesna/read/

Спасибо за внимание! Надеюсь, Вам понравилось.

Автор

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!