Борлаг системы ГУЛАГ | Где добывали урановую руду
Как строился этот зимник? В единственном на сотни километров населенном пункте – Чаре, геологи соорудили взлетно-посадочную полосу, и самолеты начали забрасывать в эту богом забытую пердь оборудование, грузовики, специалистов. СССР вступил в ядерную гонку и уран был нужен позарез. На постройку зимника с Транссиба начали перебрасывать зеков. Вот как вспоминала об этом вольнонаемная Елена Малькова:
«Четыреста заключенных, как бурлаки, везли на эвенкийских санях брезентовые палатки, лопаты, спальники, продукты… Одеты они были не по сезону. Некоторые без рукавиц… Шли медленно, ноги тонули в снегу, холод был хуже всякого врага… На третью ночь где-то в районе Среднего Сакукана молодой заключенный, сидевший у костра, закричал, поднял вверх руки и… умер. Пальцы у него были белые… Из-за недоедания заключенные ослабли, и до конца не дошли еще семь человек. Замерзли. Все они остались лежать, прикрытые только снегом. На восьмые сутки из дошедших до брошенного прииска половина была с обморожениями, остальные — с простудными заболеваниями».
Стоит отметить, что никто из зеков, в рекордные сроки (осень 49-весна 50 гг) построивших дорогу, не дожил до момента, когда в Мраморном ущелье отгрузили первую тележку с рудой.
В долине Сакукана был расположен нижний лагерь, его узники поддерживали дорогу в приличном состоянии, здесь же располагалась обогатительная фабрика, — отсюда уран везли на грузовиках в Чару, а потом на самолетах «туда, куда надо». Уже вернувшись, я узнала, что в песках тоже был лагерь и т.н. реабилитационный центр для администрации, охраны и вольнонаемных сотрудников Борлага – профилакторий, ресторан, танцы… Но ничего похожего на руины мы в пустыне не видели.
На зимнике есть место — Камень, где разворачиваются машины, дальше дороги нет, ее съела река.
Перебираемся по сыпухе над ревущим потоком, держась за корни и живые камни.
Дальше почти везде дорога вот такая.
Всяческие шиповники просятся в чай.
Зато мы смогли хотя бы частично почувствовать — каково было строить эту дорогу и жить здесь. В плане погружения в тему — очень полезно.
Самой сложной рекой для перехода считается Шаньга, приток Сакукана.
«Люди, там же полная жопа!». Поэтому перед форсированием решили подкрепиться. И полюбоваться водопадом напротив трапезной.
И началось… ты туда не ходи, ты сюда ходи.