Судьба Судая | Крепость, город, село
15.12.2017

Судьба Судая | Крепость, город, село

Если бы вовремя спасти сей дом, он определённо был бы достоин занять место в любом музее деревянного зодчества. Ныне его судьба предопределена и, возможно, мы последние кто видим нетронутый со времён возведения, подлинный образец жилища зажиточного крестьянина, перед тем как тот окончательно развалится.

Фрагмент на глазах разрушающейся светёлки с балконом. Фронтон оформлен полукруглой нишей с солярным знаком внутри  — маленькое резное солнышко. Нишу венчает какое-то резное изваяние, но из-за расстояние различить сложно. Вполне возможно, тоже был некий оберег из прошлого или инициалы бывших хозяев дома.

Что ж, окончив удивляться редчайшим и колоритным домам, покидаем деревеньку.

Последним в тот пасмурный день, в уже почти что наступившей темноте мы поехали в земли Окологородней и Глазуновской волостей бывшей Чухломской осады. По пути в урочище Воскресенье-Глузуново, я поведаю истории окрестных поселений.

Возле Чухломы стоит деревня Тимофеевская. В 1760 г. крестьяне этой деревни Иван Макаров и Матвей Семёнов взяли на оброк рыбную ловлю по реке Юг на участке Чухломского озера. Но земля здесь принадлежала помещику Ф.И. Майкову, который приказал своим крестьянам изменить русло речки — по лугам прокопать канал до озера. Вода пошла по каналу, река обмелела и рыбы в ней не стало.

Тимофеевские крестьяне просили чухломского воеводу восстановить старое русло: «а ту реку Юг повести по-прежнему, где она прежде своё течение имела и чтобы нам в убытке не быть». Но воевода Чухломы встал на сторону помещика.

Село Михайловское, когда-то было деревней Лукинской, где в 1677 г. построили церковь во имя Михаила Архангела, и деревня стала называться селом. В 1821 г. крестьяне этого села и деревни Седлово жаловались царю Александру I на жестокое обращение П.Ф. Шипова — по приказу помещика его слуги застрелили дворовую женщину Григорьеву, которую тот принуждал к сожительству. Предводитель чухломских дворян Катенин встал на сторону Шипова.

Когда жалоба попала к царю, тот заинтересовался фамилиями помещиков. Царь знал, что в Петербурге служил Ю.П. Шипов — командир лейб-гвардии Семёновского полка, и Павел Александрович Катенин, сосланный под Кологрив, за антиправительственную деятельность (младший брат того самого Петра Катенина, что был убит крепостными). В резолюции, наложенной царём на жалобу крестьян написано: «Не родня ли сей Шипов командиру Семёновского полка и не тот ли это Катенин, который служил в Преображенском полку и отставлен?» В справке, составленной по делу в Инспекторском департаменте и доложенной царю, сообщается, что это не те Шипов и Катенин.

Царь приказал имение Шипова взять в опеку, «а с Шиповым поступить, как решит дворянское собрание». Решение дворянского собрания мне неизвестно. А мы меж тем прибыли в урочище Воскресенье-Глазуново.

Село Глазуново было центром волости, которую в 1526 г. «Великий князь московский Василий Иванович пожаловал в кормление глазуновскому волостелю, боярскому сыну Федору Свиньину». В волости было два церковных погоста: Спас-Глазуново, названное по имени стоявшей там церкви Преображения; и Воскресение-Глазуново — по имени Воскресенской церкви.

В Воскресении-Глазунове в 1791 г. была построена церковь во славу Воскресения Христова и шатровая колокольня. На фотографии Г. Лебедева 1940 года можно предположить, что храм хоть и обветшал, но ещё функционировал, либо использовался под нужды местного колхоза. Видно, что кроме церкви были и другие строения.

В наше время заброшенный храм окружает лишь кладбище да лес.

Внутри пусто и неинтересно.

Задерживаться тут не стали и поспешили в Москву, поскольку за плечами осталось четыре дня покатушек по костромскому краю. Тогда мы поставили своеобразный рекорд и посетили, включая города, сёла и урочища, 27 населённых пункта.

При создании поста использованы следующие источники:

— «Кострома на Костромке»
— «Русская провинция Кострома»
— форум ЯИРО «Благовещенская и Воскресенская церкви с.Судая»
— Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 гг. и 1722-1746 гг. изд. Кострома, 1895; Вып. 2: Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 гг. и 1722-1746 гг.». изд. Кострома, 1900.
— Л. Милов «История России с древнейших времён до конца XVII века»
— А. Григоров «Из истории Костромского дворянства»
— Православные храмы Костромской губернии

Автор

Pages: 1 2 3 4

Agnostic


Comments

  1. Alexeyric 26 мая, 14:10
    Hello.
  2. ThomasDuema 15 февраля, 13:04
    Hello.
  3. Perryguifs 22 февраля, 00:09
    Hello from Kiddishop.
  4. Nerryguifs 26 февраля, 00:37
    Hello from Happykiddi.