Заброшенный сторожевой корабль «Дружный»
На этот раз речь пойдёт о законсервированном корабле «Дружный», судьба которого печальна, а будущее — очень туманно. Брошенный ржаветь на Химкинском водохранилище, этот могучий военный корабль доживает свои дни на приколе у хладокомбината. Довольно популярное место в своих кругах, но зимой 2015-го на судне наконец-то удалось побывать и мне. Особого колорита добавила снежная буря, которая разыгралась, когда мы были на борту.
Целых 3 года мы собирались с друзьями сходить на этот корабль, и каждый раз появлялись какие-то препятствия. То у друзей в последний момент появлялись дела, то вдруг наступало резкое потепление, то ходили слухи об активности охраны. В феврале 2015-го мы с Настей решили уже, наконец, сделать это и отправились на место. Особой пикантности прогулке добавляет тот факт, что проще всего попасть на судно именно зимой и разумеется по льду. Соответственно нужно выбирать погоду с наиболее сильными морозами, чтобы потом не бултыхаться в проруби у корабля (преценденты уже были), или ещё того хуже.
Перед тем, как перейти к описанию нашей прогулки, сначала расскажу краткую историю данного объекта:
«4 июня 1973 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 октября 1973 года заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калиниграде (зав. № 158), спущен на воду 22 января 1975 года, вступил в строй 30 сентября 1975 года и 25 октября 1975 года включен в состав ДКБФ. С 25 по 30 августа 1978 года нанес визит в Гетеборг (Швеция), с 4 по 9 октября 1979 гоад и с 9 по 14 августа 1982 года в Росток (ГДР), с 7 по 10 августа 1981 года — в Хельсинки (Финляндия), с 26 по 30 мая 1983 года — в порт Тунис и с 1 по 5 июня 1993 года — в Кадис (Испания). В 1981 и 1998 годах завоевывал призы ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ), а в 1998 году — приз ГК ВМФ по противолодочной под готовке (в составе КПУГ). С 28 марта по 4 апреля 1984 года участвовал в оперативном КШУ ВМФ «Атлантика-84». С 1 июля 1988 года по 21 января 1992 года на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» прошел капитальный ремонт. 26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В сентябре — октябре 1994 года участвовал в совместных учениях ВМС стран НАТО.
В 2003 году исключен из состава флота, после чего на СЗЗ «Янтарь» переоборудован в культурно-развлекательный комплекс и переведен в Москву. Планировался сначала как казино, потом как часть экспозиции музея, но до завершающего этапа дело не дошло.»
Водоизмещение наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2×26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1×4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды «Метель», 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2×2 76-мм АУ АК-726, 2×12 РБУ-6000 2×4 533-мм ТА, мины заграждения. Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.»
Итак, на улице было минус 9, погода держалась почти неделю и лёд был толстым. Вскоре перед нами выросла махина корабля. Сложно передать фотографиями, но он нереально огромный. Нет, понятно, что его размеры по меркам судостроения средние, но всё равно — я не так часто бываю на кораблях, и общий размах очень впечатлил.
Немного физкультуры, и через пару минут мы уже на борту заброшенного корабля. Быстро переходим на дальнюю сторону — судно пришвартовано у хладокомбината, соответственно охрана этого предприятия периодически совершает обходы и гоняет людей. Особо не зная, куда идти, совершенно случайно направляемся в сторону трюма и машинного отделения. Внутри очень темно, и шаги эхом отдаются в пустоте. Выясняется, что внутренние помещения и маш.зал почти полностью попилены на металл. Поблуждав по лабиринтам внутренностей корабля, решаем выбраться наружу.
По палубе от кормы направимся в сторону носа корабля.
Можно попасть во внутренние помещения в надстройках. В разных местах сохранность комнат отличается. Где-то всё довольно целое, где-то уже разломано на металл.
Снова вылезаем на палубу. На борту — довольно большие сугробы. Перед нами — одна из нескольких спасательных шлюпок.
Поднимаемся чуть выше и добираемся до рулевой рубки. Здесь сохранилось много разных приборов и устройств, необходимых для управления судном. Первое, что бросается в глаза — это перископический визир. Это оптический прибор, устанавливаемый на кораблях для наблюдения за морем, воздухом, береговыми объектами, поиска и визирования цели, наблюдения за стрельбой, наведения на цель и т.д.
В этот момент бы увидели в окно рубки на суше охранника и решили перебраться на дальнюю часть палубы, а в рубку мы ещё вернёмся.
Пока что воспользуемся возможностью и изучим, что интересного у нас расположено на надстройках в центральной части корабля. В верху снимка — РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А», и левее — антенные системы «Муссон» управления ПЛРК «Метель», в левом нижнем углу — сама четырёхтрубная пусковая установка ПЛРК РПК-3 «Метель».
Пройдём дальше и выйдем на нос судна. Перед нами ещё одно из корабельных вооружений — реактивный бомбомёт РБУ-6000.
Вроде бы с суши нас не засекли, охранник ушёл, поэтому мы решили подняться повыше, непосредственно на одну из антенных мачт. Вид отсюда открывается довольно красивый. Тут ещё как-раз «кстати» налетела небольшая метель. Фотография в сторону кормы сторожевого корабля, в центральной части кадра — антенный пост, предположительно — системы управления ЗРК «Оса-М».
Долго находиться довольно сложно — сильный ветер и снег в лицо делают своё дело. Поэтому пока что возвращаемся в рулевую рубку. К сожалению, тут уже вовсю поработали мародёры — раньше состояние было на порядок лучше.
Неотъемлемый атрибут — машинный телеграф, аппарат со звонком, с помощью которого команды капитана передаются в машинное отделение на исполнение.
На этом закончим с рубкой и отправимся на нос судна. Здесь можно обнаружить колоритную корабельную 45мм пушку 21К (?). Можно немного повращать её — непередаваемое впечатление) На заднем плане виднеются районы Тушино и Химок.
Поднимемся чуть выше, чтобы сфотографировать носовую часть сторожевого корабля. Хорошо видны разные виды вооружения, описанные выше. Благодаря снежной буре и давящей тишине хорошо ощущается чувство отчуждённости и затерянности в пространстве.
Если обернуться назад, то можно почувствовать себя лилипутом по сравнению с огромной антенной конструкцией с РЛС общего обнаружения на самом верху.
Сделаем ещё один снимок в сторону носа корабля и Ленинградского моста в сторону Химок.
И отправимся обратно. Спасательная шлюпка на палубе.
Спускаемся на причал, слезаем на лёд и делаем каноничный снимок сторожевого корабля. Вокруг гуляют лыжники, семьи с детьми, а мы на прощанием фотографируем это огромное судно.
Сторожевой корабль «Дружный», сентябрь 1986 года.