Заброшенная вотчина пароходчика Крепиша
14.12.2017

Заброшенная вотчина пароходчика Крепиша

Ф.Е. Крепиш — латыш лютеранского вероисповедания (возможно, принял православие), капитан корпуса лесничих, окончил лесной институт в СПб. После женитьбы приобрёл в Кологривском уезде два имения: Якутино и Никитино (в трёх верстах от Георгиевского). Его супруга Софья Михайловна, урождённая Верховская, воспитывалась в Московском Екатерининском институте.

После окончания которого вышла замуж за влиятельного дворянина Х.Я. Пономарёва, казначея Конвоя Его Императорского Величества, заслужившего именную грамоту Николая I за «неподкупность и честность».

Жили они в СПб, покуда Софья не похоронила мужа (умер 24 лет от роду). С детьми она возвратилась в родовую усадьбу (Верховские внесены в шестую часть дворянской родословной книги Костромской губ.), где молодую вдову приметил Фёдор Егорович Крепиш.

В 1849 г. Софья Михайловна венчалась с ним вторым браком. Никитино, расположенное на живописном берегу реки Унжи, стало основным местом проживания четы и их потомства. Чтобы заняться хозяйством, Крепиш подаёт в отставку: в 1853 г. уволен «с мундиром и чином» в звании подполковника. Рядом с усадьбой возникают винокуренный завод и паровая мельница. Прибыль приносили также почтовая станция в Малых Угорах, перевоз через Унжу, и проч.

Крепиша неоднократно избирали предводителем дворянства Кологривского уезда. В 1890-1901 гг. — земский начальник 4-го участка уезда. Имел награды: св. Станислава 2-й ст., св. Владимира 4-й ст., св. Анны 2-й ст., знаки отличия о беспорочной службе за 40 и 50 лет.

Софья Михайловна прославилась попечительством школы – Халбужского народного училища, содержала за свой счёт помощника учителя. Умерла от рака.

Оба супруга, прожив более полувека, похоронены у церкви св. Георгия села Верховолостного.

На фото: товарно-пассажирский пароход «Унжак», 1885 или 1897 гг. постройки.

Но главную память о себе Фёдор Егорович оставил открытием парового судоходства по реке Унже. В 1870-х активные позиции в крае занимает унженское пароходство, в основном специализировавшееся на перевозке леса. Крупнейшими пароходчиками были Ф.Е. Крепиш и Н.Н. Немков.

Возле усадьбы Никитино, в заводи была устроена верфь, где хозяйственным способом были выстроены корпуса пароходов: 1885 г. — «Унжа» и «Унжак»; 1892 г. — «Кологривец» (с 1902 г. «Дед»); 1897 г. — «Малоугоры», «Никитино», «Сила»; 1902 г. — «Игрушечка» и ещё один «Кологривец».

Пароходы отличались маневренностью и способностью плавать по мелководью вплоть до устья реки Виги. Пароходы Крепиша плавали от ледохода до ледостава по линии Кологрив – Макарьев – Юрьевец-на-Унже.

На фото: команда парохода «Унжак». Август 1892 года.

Товарно-пассажирский пароход «Унжа». Корпус парохода деревянный, в нём были установлены машина и котёл, построенные на заводе Шипова в Костроме. Пароход плавал в основном по одноимённой реке и от её устья до Нижнего Новгорода. Был способен перевезти 16 пассажиров 1-го класса, 40 – 2-го и 100 – 3-го. Он также мог принять на борт 25 тонн груза. В 1914 г. судно переименовано в «Валентин», когда принадлежало торговому дому «Крепишъ Ф.Е. и Преемники».

Буксирно-пассажирский пароход «Сила». Он плавал по реке Унже от Кологрива и до Н.Новгорода, а в некоторые годы от Юрьевца, находившегося на Волге в устье Унжи, и также до Нижнего. Пароход в деревянном корпусе был способен перевезти 5 пассажиров 1-го класса, 10 – 2-го и 20 – 3-го класса.

Из журнала «Русское судоходство» за 1898 г.:

«Волгарь» сообщает любопытный документ, свидетельствующий о крайней беспорядочности пассажирского пароходства некоего г-на Крепиша на р. Унже. «Мы, нижеподписавшиеся были посажены пароходом „Унжа» в гор. Макарьеве (Костром, губ.) до города Нижнего-Новгорода и нам выданы проездные билеты. Но когда пароход „Унжа» дошел до деревни Заречья (ниже г. Макарьева 6 верст), то командир парохода заявил, что он дальше идти не может, по мелководью. Командир стал просить пассажиров идти на другой пароход „Кологривец», принадлежащий тоже Фёдору Егоровичу Крепиш.

В виду крайности мы пошли пешком до этого другого парохода, по болотам. И пройдя расстояние около 4-х верст, явились на „Кологривца» все по колена и по пояс в грязи. Пароход „Кологривец» отвалил в 12 час. дня, приняв всех пассажиров, и шёл до пристани Козлова десять часов, где положил два пятерика дров, затем отошёл ещё не более пяти верст и встал на якорь ночевать.

Мы спросили командира: „почему вы не идёте?». Он заявил, что идти не может до утра… Между тем, стоять не было никакой причины: на реке ночью не было ни одного плывущего плота, не было тумана или дождя; ночь стояла вполне светлая и идти была полная возможность. Оставалось предположить, что „Кологривец» не мог идти потому, что командир парохода — студент без всякой подготовки речного плавания, Константин Владимирович Андреев, 22 лет, a старший лоцман Николай Иванов 60-ти летний старик, который ничего не видит… Таким образом, поехав на пароходах г. Крепиш, мы испытали два удовольствия: шли пешком по болоту и потеряли дорогое время на остановке… У всех нас срочное дело: отправлены леса, которые сошли к месту назначения; нас ждут там рабочие для расчёта. Мы просили командира послать за лошадьми, но он в этом отказал.

От гор. Макарьева 1-го же июня отвалили ещё три пассажирских парохода до Юрьевца: Духинова, Немкова и бр. Смирновых: все три парохода пошли мимо нас своевременно». Стоит документ за 12-ю подписями пассажиров: лесопромышленников и лесоторговцев Юрьевца, Пучежа и села Бор, а также коммерсантов из Н.Новгорода. На фото: «Кологривец. п-во Ф.Е. Крепишъ и П».

На рубеже XIX — XX вв. церковная территория со старым кладбищем была обнесена каменной оградой с воротами (не сохр.) и калиткой. Через сохранившуюся калитку ограды мы и покидаем сей погост, а с ним остаются позади заброшенные и разрушенные школьные здания. Но мы уносим память о древнем месте (первая церковь ставлена здесь всё-таки более пяти столетий назад), уносим память о советской школе и её выпускниках, что поднимали жизнь в крае, уносим память о забытом всеми пароходчике Крепише. Обо всём этом память канула в лету, но, надеюсь, какое-то время она сохранится на страничках журнала.

При создании поста использованы следующие источники:
— сайт GENi «Фёдор Егорьевич Крепиш»
— статья Королёвой В.А. «Школа моя деревянная»
— С.Н. Торопов «Земля Угорская», «История православных приходов Мантуровской земли»
— МУ ЦБС Нейского района «Любимов Исидор Евстигнеевич»
— Православные храмы Костромской губернии
— семейный архив Готовцевых
— каталог Памятники Архитектуры Костромской области. вып. V
— История производственной бригады
— материалы конференции Кострома, 15-16 марта 2012 г. «Романовские чтения»
— «Справочник по пассажирским судам бассейна Волги»
— «Водный транспорт»
— «Речная старина»

Автор

Pages: 1 2 3 4 5 6

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!