Заброшенная вотчина пароходчика Крепиша
В 1977 г. комсомольцы школы поддержали призыв КПСС «С комсомольской путёвкой, с аттестатом зрелости — на вторую целину». Выпускники 10-го класса во главе с комсоргом Г. Разживиной в полном составе остались работать в колхозе им. Горького, мальчики – механизаторами, девочки – операторами машинного доения.
На молочной ферме колхоза проводились эксперименты по исследованию поведения крупного рогатого скота! 300 дойных коров костромской породы выпасались на заливных лугах реки, на сеянных лугах, на полях после уборки зерновых культур. Практиковалась пастьба с утра до вечера или в два периода с перерывом на доение коров.
Наблюдения касались, преимущественно, социального поведения коров. Регистрируя размещение отдельных животных в стаде, в том числе при рассеянной пастьбе и в «плотном строю», при поворотах и остановках, измеряли оборонительные дистанции животных по отношению к человеку. Здесь же изучали ритмику пастьбы и т.д. Сейчас даже сложно представить, что кто-то будет заниматься подобным вопросом.
Мы же покидаем мёртвый кирпичный дом.
С началом Перестройки запустился необратимый процесс развала страны. В 1999 г. школа в Георгиевском была закрыта, а немногочисленные ученики переведены в одноэтажное деревянное здание школы соседней деревни Леонтьево.
Заприметив недалеко от школы, среди высоченных деревьев старинную церковь, направляемся к ней. Данная местность пестрит неславянскими названиями: селения Халбуж, Ухтубуж, Кужбал; реки Меремша, Вестомша, Воймеж, Тоехта, Лохтога, Кондоба и др. Все они имеют финно-угорские корни.
Условно заселение здешнего угорского края славянами можно отнести к XII–XIII вв.. Первый письменный источник, дошедший до нас, «Дозорная книга г. Унжи» 1617 г. описывает уже сложившиеся в этих местах русские поселения. Самыми большими из них были три деревни, имевшие по 5 крестьянских хозяйств; остальные — по 2-3 двора.
Все крестьяне были черносошными (платили оброк на «содержание государева двора»). В 1620 г. угорские земли (включая Верховскую волость) были отказаны в вотчину дяде царя Михаила, второму боярину в Московском государстве И.Н. Романову.
Первое упоминание о церкви относится к 1627 г.: церковь «Святаго мученика Георгия Верховской волости в вотчине боярина Ивана Никитича Романова». В 1733 г. «комисар Елизар Петров в поданном в синод. казен. приказ прошении писал: «в Галицкой провинции в Унженском уезде в Верховской волости, в прошлом году построена церковь во имя страстотерпца и вел. муч. Георгия а ныне оная церковь обветшала и божественную службу отправлять нельзя, и прошу вместо той обветшалой во имя его ж вел. муч. Егория повелеть построить церковь новую».
В октябре 1735 г. новопостроенная церковь была освящена. Представшая перед нашим взором каменная Георгиевская церковь построена в 1813 г. Сельский храм выстроен в запоздалых формах барокко и отличается своеобразием объёмной композиции: средняя часть трапезной двухэтажная, а колокольня большей частью включена в объём трапезной.
Боковой вход в храм (ныне заколоченный) акцентирован металлическим зонтом на изящных ажурных кронштейнах.
Западный вход колокольни фланкирован арочными нишами-экседрами (полукруглая глубокая ниша).