Южный Сахалин
Южный Сахалин находился под контролем Японии с 1905 по 1945 годы под названием «префектура Карафуто», всё это время японцы активно осваивали территорию, строили дороги и предприятия. Уже к началу 1920-х годов перед властями префектуры встал вопрос о необходимости соединить восточную и западную ж/д линии. Было выбрано направление между незамерзающим портом Маока (Холмск) и Тоёхарой (Южно-Сахалинск), не взирая на сложную местность между ними, где крутые спуски и подъемы чередовались с резкими поворотами. Строительство новой ж/д ветки заняло 7 лет, было возведено 15 тоннелей (общей длиной свыше 5 км) и 35 мостов (общей длиной свыше 1 км), включая «спираль Такарадай» — петлю изогнутого тоннеля сквозь сопку, выходящую на мост прямо над его порталом (фото 1-5). Благодаря этому пути Маока (а после 1945 — Холмск) стала главными морскими и железнодорожными воротами острова.
⠀
После возвращения советского контроля над островом узкоколейная (1067 мм) линия, имевшая большое значение для экономики Сахалина, ещё долго использовалась, — вплоть до 1994 года. Тогда построенный ценой огромных усилий горный участок, считавшийся самой красивой жд-линией в СССР, закрыли, сохранив движение лишь на 5 км фрагменте Холмск — Николайчук, — он обслуживается на средства членов садовых товариществ, известных как «дачи железнодорожников». Например, в нынешнем году взнос на содержание ветки, включая налог на землю, с каждого из 116 членов СНТ составил 2658 рублей. Проезд также платный — билет на весь участок пути стоил 16 рублей, а на один перегон — 9 рублей. Для приобретения билета быть членом СНТ не обязательно, — так что и мне довелось прокатиться.
⠀
Эта линия оставалась последней действующей узкоколейкой на Сахалине, — с 1 октября 2020 её закрыли с целью переложить рельсы на ширину колеи 1520 мм (от грузовых японских железных дорог на Сахалине избавились годом ранее, решив проблему необходимости «переобувать» вагоны, прибывающие на паромах с материка). Запланировано вновь открыть ветку весной, с началом нового дачного сезона, — но узкоколейной она уже не будет.
Автор: Lana Sator