Старый дренажный тоннель под железной дорогой
Наш край не сильно богат историческими подземными сооружениями, по большей часть данный объекты построены уже в стиле советского конструктивизма. Поэтому я был сильно удивлен, когда не далеко от поселка Кекоран (Якшур-Бодьинский район) обнаружился дренажный тоннель арочной формы.
Раньше в этих краях проходила узкоколейная дорога, она функционировала до после военных годов. С января 1942 года началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки. К строительству в порядке трудовой повинности были привлечены колхозники – 12 000 человек пеших и 4 000 конных.
Строительство в основном велось вручную, на всём участке работало только два экскаватора, основным транспортом служили лошади. Работать приходилось в очень трудных условиях. Сначала прорубалась просека, выкорчёвывались пни, затем в зависимости от рельефа насыпалась насыпь или выкапывалась выемка. Всего за время строительства было выполнено более 3 миллионов кубометров земляных работ, произведённых в основном вручную.
Максимальный выход работников был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось до 24 тысяч пеших работников и 7,5 тысяч подвод. В марте 1943 года было открыто рабочее движение, а окончательно строительство завершено в 1944 году. В период с 1943 по 1944 годы по дороге перевезено 1,6 миллионов тонн различных грузов.
Самый трудный участок строительства новой железной дороги был Кекоранский перевал, где работали пять тысяч человек, сносили перевал, делали насыпь глубиной — 18 метров, засыпали болотистые места, выравнивали железнодорожную платформу. Новая железная дорога Ижевск-Балезино через станцию Узгинка прошла выше бывшей узкоколейки на восемьсот метров. Именно в этом месте было сооружено два дренажных тоннеля. Старая узкоколейка действовала все годы Великой Отечественной войны.
Данный участок железной дороги действует по сей день, по нему ходит один пригородный маршрут и десятки пассажирских и грузовых составов.
Из рапорта строителей железной дороги Ижевск — Балезино, колхозников Удмуртской АССР И. В. Сталину от 6 октября 1943 года:
« … Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание — работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине… »
Из воспоминаний М. Е. Сабуровой:
« … Поселились мы в огромном логу, вблизи от села. Построили временное жильё — подобие землянок. В вырытые ямы поставили столбы, сверху накидали жердей и укрыли всё это хвойными лапами. Внутри выкопали нары и укрыли их так же, как и крышу… Работали весь световой день… Техники никакой не было, а работали за кусок хлеба… В бане ни разу не мылись… одежда и обувь превратились в лохмотья… »
Особенно трудно приходилось в зимние месяцы, когда промерзшую землю с трудом брали ломы. Из-за отсутствия нормального жилья, негде было просушить одежду. За работу строители получали по 800 граммов хлеба в день, денег не платили. В результате изнурительного труда, голода, болезней и несчастных случаев многие работники погибли. В целях увековечивания трудового подвига строителей железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны по предложению администрации Якшур-Бодьинского района Совет Министров УР в 1994 году решил построить памятник в с. Кекоран участникам строительства. Открытие памятника состоялось 10 сентября 1997 года.
В тоннеле протекает небольшая речка, которая почти замерзает в холодное время года. К сожалению, для меня во время посещения лед оказался еще недостаточно толстый, а последствиях смотрите в видео.