Объект «Крот» | Подземная электростанция Севастополя
Объект «Крот» известен как самое большое подземное сооружение Севастополя (а, может, и всего Крыма) — общая площадь выработок доходит до 30 тысяч квадратных метров. Для того, чтобы обойти его весь, понадобится немало времени, терпения и везения — некоторые участки посещаются рабочими, в некоторых установлены датчики, на сработку которых является агрессивная охрана…
Благодаря местным исследователям, нам довелось слегка прикоснуться к этому легендарному сооружению, — так сказать, легонько погладить крота.
Начну с исторической справки.
«Крот» должен был стать подземной электростанцией в скальном массиве берега Севастопольской бухты. Именно с таким замыслом началось его строительство в 1930-х годах.
Планировалось создать два подземных машинных зала с двумя турбогенераторами мощностью по 25 мегаватт. В качестве топлива подразумевался уголь, мельницы для размола и хранилища которого также должны были быть размещены под землей. В совокупности с помещениями для обслуживающего персонала и коммуникациями всё это должно было представлять подземный лабиринт из 4-5 этажей, общей площадью около 32 тысяч квадратных метров.
Пережив войну, в своей основе объект был достроен в 1950-е годы, дальнейшее строительство шло медленными этапами вплоть до 1980-х годов, после чего было остановлено и находится в замороженном состоянии до сих пор.
В то время, когда Крым был частью Украины, наиболее известные участки этого объекта неоднократно были использованы в качестве съемочных площадок. Огромные пространства подземных выработок по сей день не до конца изучены исследователями подземелий. Каждый новый поход приносит новые результаты: обнаруживаются ранее незамеченные ответвления, забутованные переходы в неизведанные участки, подтопленные галереи уровнем ниже ранее известных.
На то, чтобы обойти полностью всё изведанное, понадобилось бы несколько бессонных ночей. А так как мы были гостями, нам показали малую долю объекта — наиболее зрелищную и наиболее исследованную.
По большей части, увиденное можно охарактеризовать как бетон с бетоном и кабелями. Впечатляет этот объект не сохранностью своей, а масштабами и историей. Эти тоннели многое повидали, сохранившись до наших дней в виде бесконечных поворотов, лестниц, колодцев, старых кабелей на ржавых креплениях, пыльных коридоров, подтопленных незаметных лазов, чудовищных обрывов и громоздких металлоконструкций.
Там, где нет лестниц, сооружены стрёмные нагромождения чего-то металлического, — трубы явно не отсюда, но по ним можно спуститься и подняться.
Трубы упираются в деревянный помост, напоминающий сцену. На стене просматривается старая забутовка. Даже те исследователи, что провели на этом объекте многие ночи и составили для себя весьма подробный план сооружения, не могут похвастаться, что знают его от и до, полностью, до каждой стены и каждой дырочки
Дальше проход ведет к высоким полуаркам, в которые должны были быть установлены специфические защитные узкие двери высотой более трёх метров. В другом месте такие двери установлены и глухо закрыты, что за ними — по-прежнему остается загадкой.
Дальнейший путь идет через выработку, напоминающую штольню каменоломен, но вот уже неотделанная штольня превращается в ровный бетонный тоннель с тянущимися по стенам кабелями.
После очередного поворота тоннель ныряет вниз, исследователям предлагается пройти несколько сотен ступеней, прежде чем окружающая обстановка сменится.
Тоннели расходятся и соединяются, поворот следует за поворотом, и всё это вниз, вниз, вниз…