Недостроенный летучий корабль-экраноплан «Спасатель»
29.11.2017

Недостроенный летучий корабль-экраноплан «Спасатель»

Сегодня я расскажу вам про недостроенный экраноплан «Спасатель», который вот уже много лет в буквальном смысле пылится в одном из цехов крупного судостроительного предприятия.

Это — экраноплан проекта 903, получивший название «Спасатель». Работы по нему были заморожены в 90-х годах на высокой стадии готовности, и довольно долго про него никто не вспоминал. Относительно недавно активисты из Нижнего Новгорода начали деятельность в направлении превращения экраноплана в памятник. К чему это приведет остаётся только гадать, ну а о нынешнем состоянии экраноплана предлагаю прочитать в моей записи.

Для начала, немного вводной информации из открытых источников.

Эффект экрана был обнаружен авиаторами почти 100 лет назад, в середине 1920-х. Они тогда заметили, что при взлёте и особенно при посадке самолета подъемная сила крыльев как будто увеличивается, заходящий на посадку самолет как бы не желает садиться, продолжая полет над поверхностью.

Позднее, в 1930-х годах во время экспериментальных полетов тяжёлого самолёта на небольшой высоте над морем было замечено уменьшение аэродинамического сопротивления и расхода топлива.

Экранный эффект — это по сути воздушая подушка, создаваемая не специальными устройствами, а набегающим потоком воздуха. Повышенное давление под нижней плоскостью летательного аппарата возможно лишь на небольших высотах, — когда попадающий под судно воздух будет отражаться от поверхности и поднимать «самолет».

Активное теоретическое и практическое изучение экранного эффекта началось одновременно в нескольких странах сразу же в 1930-е годы. Однако же мало в каких государствах правительство согласилось поддерживать проекты разработок, потому как конструкторские фирмы сталкивались с рядом сложностей и технических проблем, касающихся выбора антикоррозийных материалов и способов поддержания устойчивости в полете. Пытаться воплощать задуманное на свой страх и риск конструкторы не особенно рвались, поэтому многие разработки так и остались в статусе чертежей.

В Советском Союзе разработки велись в разных конструкторских бюро, и разделить их можно на три группы, основные из которых — конструкции Алексеева и конструкции Бартини.

Перепрыгивая несколько ступеней эволюции в строительство экранопланов (об этом можно почитать много где в интернете, даже в Википедии), сразу переключусь на 1987 год — тогда был спущен на воду заложенный в 1983 году первый (из восьми планировавшихся) экранполан проекта 903, называвшийся «Лунь». Это был ударный экраноплан-ракетоносец, предназначенный для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной его целью являлись авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров мог подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Испытания «Луни» продлились до конца 1989 года, а в наачле 1990 он был передан в опытную эксплуатацию, которая продлилась всего лишь год. Экраноплан был списан с флота и законсервирован в доке завода Дагдизель (город Каспийск, Дагестан), где и находится до сих пор.

Второй экземпляр проекта 903 также закладывался как ракетоносец, однако распад Советского Союза негативно сказался на финансировании ВПК, в результате чего завершение его постройки планировалось в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.

Чтобы увидеть экраноплан на заводе, не зная конкретного расположения, вам пришлось бы долго бродить по огромной территории в поисках нужного цеха.

В одном из цехов вам бы встретилась обстановка, сравнимая с антуражем фильмов про войну или конец света.

В другом пришлось бы столкнуться с диковинной огромной бочкой желтого цвета — испытательной установкой для агрегатов, работающих под высоким давлением.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!