Хашима: остров-призрак
Издалека Хашима (Hashima) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас, вздымающегося над поверхностью океана подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.
Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.
Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.
По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.
Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, преимущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.
В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.
Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.
Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни.
Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.
Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году — продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:
«Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти».
Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.