Заброшенный дом зажиточного крестьянина
Фрагмент самодельной (как зачастую бывало с меблировкой в сельских домах) рамы для зеркала. Простого рисунка резная работа.
Из одной половины дома перехожу в другую. Тёплая жилая комната (курная изба), узкий середник и холодная горница были связаны между собой по типу анфилады. Сейчас мы находимся в середнике, где в дальней его части устроен сельник — чулан для домашнего имущества. Дверь, расписные филенчатые части которой выломали, размером больше, т.е. выше приземистой входной в курную избёнку.
Просторную высокую горницу в начале ХХ века пытались переделать в тёплую избу: убрали лавки вдоль стен, срубили опечек и залавку, но печь так и не установили.
Появилась она уже в советское время. У стены приставлен завалок, лицевая часть его. Ещё одна оригинальная деталь с росписью нач. ХХ столетия.
Вообще, многие дома в данной местности имели расписной интерьер. Например, по обследованиям 1970-х и нач. 2000-х годов (сейчас деревни сохранились разве что в виде названий на картах, да в каталогах памятников деревянного зодчества) были засвидетельствованы следующие памятные надписи мастеров, что расписывали на скромный лад дома зажиточных крестьян:
— «Красил Иван Плюснин 1871»
— «Мастер Марко Плюс. Работ. мессе июня 28 года цена 8 руб. серб. Краска хозяйская и чай хозяй. за …» и т.д.
Вполне возможно, что «Марко Плюс.» это сокращённо от Макария Плюснина. Старинный род Плюсниных в Вохомском крае многочисленен, существует и поныне.
Как упоминал выше, весь путь до Томилова, несмотря на минус «за окном», беспрестанно потел — спешил, не заблудившись дотемна, добраться до искомого объекта. Так что по приходу к цели от меня валил пар: из под рукавов, из-за шиворота, одним словом, отовсюду откудова можно. Сие весьма мешало фотографировать — пелена телесных испарений сильно застилала обзор маленькой камеры китайского смартфона (фотоаппарат к тому времени ещё не приобрёл). И пытаясь заполучить более-менее приличный кадр, намучился слов нет. Дабы остыть, пришлось снять верхнюю одёжку и повесить её на просушку. Правда, в холодной избе то было делом бестолковым.
Рамы в оконных проёмах двойные. Забыл назначение «углубления-канавки» внизу окна.
Конечно, по факту ничего сверх выдающегося в доме нет. Подивиться можно было исключительно его возрасту и габаритам; внешнему, пусть и скромному, декору; и оригинальной росписи, увиденной вживую, а не в музее. Время близится к трём пополудни. Покудова не начало темнеть, пора держать обратно. Тем более до припаркованного авто без малого два километра заснеженными тропами, вместе с коварно-спрятавшимися лужами. Вот и санки мне в дорогу. Запрячь только некого.
Стул и некая подлинная старинная деталь вынесена мною на свет божий для лучшего обзора. Всё ручной работы.
Новых путей не ищем: возвращаемся тем же маршрутом, что пришли. Огибая дом, бросаем последний взгляд на погибающий памятник деревянного зодчества.