03.01.2018

База подводных лодок в Балаклаве | Объекты 825 ГТС и 820 РТБ

В этом обзоре я расскажу про одно из грандиознейших сооружений холодной войны, построенный в середине 20-го столетия — подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта «C» — ЦБХ (Центральная база хранения и эксплуатации ядерного оружия). Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течении месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране «Безъядерного статуса», поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал не нужным. В период с 1993 по 2003 гг. бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.

К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно- торпедная часть, генераторная с топливо — хранилищем, а также система недостроенных штолен.

Немного истории

После Второй Мировой войны, СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект» секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия.

Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших курортных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить судна иностранных гостей.

Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).

Подземный комплекс общей площадью около 15 000 м2 спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса — объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.

В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.

Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают — к противоположному порталу.

За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.

В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.

Уцелевшая схема «Кабельной сети боевой торпеды».

В 1963  были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» — подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Pages: 1 2 3

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!