Заброшенная тропосферная радиорелейная линия связи «Север» («Горизонт»)
04.10.2017

Заброшенная тропосферная радиорелейная линия связи «Север» («Горизонт»)

ТРРЛ «Север» — бывшая советская система линий связи, созданная для обеспечения связью отдалённых регионов страны. Линия имела протяжённость 13 200 километров и состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов и крупнейших сибирских рек: Обь, Енисей и Лена. Линия связи была развернута в конце 60-х годов и обеспечивала связью воинские части, администрацию и население Крайнего Севера и Дальнего Востока на территории, составляющей 60% площади России. Система состояла из 7 линий и имела 2 узла, в подчинении у которых находились остальные центры и станции. Это была сеть радиорелейных станций, расположенных друг от друга на расстоянии 120-450 км и представляющих собой автономные военные городки, которые самостоятельно решали вопросы обеспечения электроэнергией и теплом, эксплуатации техники, жизнеобеспечения и доставки необходимых грузов.

Мы побывали на узловой станции «Чайка», которая обслуживала две линии: ТРРЛ-60 «Серов — Воркута» и ТРРЛ-103 «Воркута — Анадырь». Узловая станция «Чайка» работала на три направления: на юге — «Сокол» (пос. Березово) — 305 км, на востоке — «Кама» (мыс Каменный) — 351 км, на севере — «Патриот» (пос. Мульда) — 172 км. Отсюда же начиналась 103-я линия, которая заканчивалась на Чукотке в Анадыре.

В середине прошлого века был открыт новый механизм распространения дециметровых волн на дальние расстояния — тропосферное рассеивание. Исследования, проведенные в США, Англии и СССР, показали возможность создания многоканальных тропосферных РРЛ (ТРРЛ), в которых, в отличие от РРЛ прямой видимости, длина пролета между соседними станциями может доходить до 400-800 километров. Для экономически и стратегически важных районов Сибири и Дальнего Севера с весьма низкой плотностью населения и слабым развитием всех видов связи строительство ТРРЛ в середине 50-х годов было чрезвычайно важным и перспективным.

В конце 50-х годов была разработана 60-канальная аппаратура ТРРЛ первого поколения «Горизонт-M», где сигналы многоканальной телефонии передавались с использованием частотной модуляции и применялся четырехкратный разнесенный прием (двукратный по частоте и двукратный по пространству). Радиорелейная линия работала в диапазоне частот 2 ГГц. На этом оборудовании была построена линия связи «Север», обеспечивающая надежной телефонной связью населенные пункты СССР, расположенные за Полярным кругом, в районах Камчатки и Дальнего Востока.

До того времени весьма ненадежная связь поддерживалась с ними с помощью двух- и четырехканальных KB линий связи или, в некоторых случаях, с помощью линий связи ионосферного и метеорного рассеяния.

Большие расстояния, вечная мерзлота и суровый климат не позволяли проложить кабельную линию связи.

Обычная связь УКВ диапазона была не способна покрыть большие расстояния. А спутниковая связь в то время еще только зарождалась.

Станция была оборудована дизель-генераторными установками и функционировала автономно.

Размеры зеркала антенны 30х30 метров. На каждое направление установлено 2 антенны.

С развитием систем спутниковой связи ТРРЛ стала существенно уступать им.

У тропосферной линии связи было множество недостатков. Во-первых это очень существенное ослабление сигнала в несколько сотен раз, а во-вторых существовала проблема позиционирования приёмных антенн — в зависимости от состояния тропосферы передаваемый сигнал мог существенно смещаться.

Дальность тропосферной загоризонтной линии связи «Горизонт» составляет 250-500 километров. Принципом функционирования этой системы является свойство отражения радиоволн от верхних слоев атмосферы (на высоте 10-12 километров).

Станция расположена в 12 километрах от Салехарда на Восток.

«Чайка» была расформирована в декабре 2000 года.

Эксплуатация всей системы ТРРЛ «Север» была прекращена в 2003 году. Теперь связь с отдаленными регионами обеспечивается с помощью спутниковой связи. А антенны продолжают стоять, вывезти их на металлолом банально дорого и нецелесообразно, ведь до ближайшего сталеплавильного завода нужно проехать несколько сотен километров по зимникам.

Автор

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!

Write comment

Your data will be safe! Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person. Required fields marked as *