Охота за привидениями: самые выдающиеся заброшенные места России
08.10.2017
0 comments
Share

Охота за привидениями: самые выдающиеся заброшенные места России

Посмотреть перед сном фильм ужасов — дело несложное. А вы попробуйте взять, да и отправиться туда, где его можно было бы снимать. Безлюдный маяк на краю света, здание со следами снарядов, необитаемая усадьба, забытая железная дорога посреди тундры — десять жутковатых заброшенных мест в России, где каждому станет не по себе. Некоторые из них уже не существуют — их ликвидировали как опасные объекты, поэтому поторопитесь — можете не успеть!

1 | Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская область

Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская. Фото: Andre Belozeroff CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Самая глубокая дыра в земле, когда бы то ни было вырытая человеком, находится в Мурманской области. В СССР осваивали не только космическое пространство, но и подземное: в 1970 году в тундре под городом Заполярный начали бурение Кольской сверхглубокой скважины. Не для добычи нефти, а исключительно науки ради. Бурили в несколько этапов, с авариями и долгими перерывами, изучали глубинное строение Земли и делали важные открытия. Однажды скважина попала в желтую прессу: говорилось, будто советские буровики на глубине больше 14 км наткнулись на полость, опустили туда микрофоны и услышали крики мучеников, страдающих в аду. На самом деле, достичь удалось только 12 262 метров, но и это был рекорд. В 1992 попытки пробиться дальше прекратили, а потом из-за недостатка финансирования и вовсе забросили скважину, оставив ее медленно разрушаться. Сейчас на месте амбициозного проекта — груды металлолома.

Как добраться: самолетом или поездом до Мурманска, затем на автобусе или такси до Заполярного (2,5 часа).


2 | Алмазный карьер «Мир», Якутия

Алмазный карьер «Мир», Якутия. Фото: Staselnik CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Колоссальная воронка в земле прямо на краю города — так выглядит отработанный алмазный карьер «Мир» в Якутии. Коренное месторождение алмазов (второе в СССР) открыли здесь в 1955 году. В Москву улетела знаменитая радиограмма «Закурили трубку мира, табак отличный. Авдеенко, Елагина, Хабардин», и через два года началась добыча драгоценного камня, а рядом с карьером вырос город Мирный. «Мир» проработал 44 года и достиг невероятных 525 метров в глубину и 1 200 метров в диаметре. С 2001 в карьере ничего не добывают, сейчас работает только подземный рудник. Спуститься на дно не получится, но можно заглянуть в земные недра со смотровой площадки, которая сделана на основе ходовой части экскаватора.

Как добраться: самолетом до города Мирный.


3 | Усадьба Храповицкого, Владимирская область

Усадьба Храповицкого, Владимирская область. Фото: Gavrilichev CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

В России остались сотни разоренных дворянских гнезд. Они пугают пробоинами окон и жутковатым контрастом между былой роскошью и нынешней разрухой. Усадьба, построенная в конце XIX века для Владимира Храповицкого, необычна своей архитектурой: в средней полосе России, во Владимирской области стоит средневековый европейский замок. И внешний, и внутренний декор усадьбы был роскошным — это заметно даже сейчас, когда вместо полов из наборного паркета и мраморных каминов — пыльные развалины. Несколько лет назад появились проекты реконструкции усадьбы, ее передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, но отреставрировали пока только лодочный павильон. Главное здание обнесли забором и внутрь не пускают, но оно все равно стоит того, чтобы на него посмотреть.

Как добраться: усадьба Храповицкого находится в поселке Муромцево в нескольких километрах от города Судогда. Удобнее всего добираться на машине, но можно и поездом до Владимира, дальше на маршрутке до Судогды и пешком или на такси до Муромцево.


4 | Хальмер-Ю, Коми

Хальмер-Ю, Коми

Выцветшие вывески пустых магазинов. Осколки стекол в оконных рамах. Ветер разносит по улицам обрывки газет двадцатилетней давности. Хальмер-Ю в республике Коми — бывший поселок, упраздненный в 1996 году после закрытия угольной шахты. Название «Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «река в долине смерти». Посреди безмолвных домов, кучкой стоящих в тундре на фоне далеких силуэтов Уральских гор, оно не кажется странным. Впрочем, военных суеверия не пугают: время от времени они используют поселок-призрак как испытательный полигон. Навещают поселок и бывшие жители, которые до сих пор любят Хальмер-Ю и восторженно рассказывают об особенной красоте местной природы.

Как добраться: Самолетом или поездом до Воркуты, дальше по грунтовой дороге на внедорожнике. Любители спортивного туризма, не боящиеся суровой погоды, устраивают пешие и велопоходы из Воркуты в Хальмер-Ю.


5 | Мельница Гергардта, Волгоград

Мельница Гергардта, Волгоград

Крыша провалилась. Кроваво-красные кирпичные стены сплошь покрыты шрамами от осколков снарядов. Через пустые окна дует ветер. Внушительное здание паровой мельницы Гергардта в Волгограде было изуродовано во время Сталинградской битвы, но выстояло. Его не стали восстанавливать специально, оставив в городе живое — и весьма впечатляющее — напоминание о войне. Говорят, до 80-х можно было попасть на мельницу с экскурсией, но позже их отменили: ходить по зданию, состоящему из сплошных провалов и ненадежно висящих железобетонных глыб, слишком опасно. Благодаря недоступности для художников, работающих в стиле «здесь был Вася», мельница хорошо сохранилась — практически в том же виде, в котором была зимой 1943 года.


6 | Маяк на мысе Анива, Сахалин

Маяк на мысе Анива, Сахалин

Старый маяк на островке посреди бушующего океана. Ночь. Смотритель борется со стихией и одиночеством и в конце концов сходит с ума от страшных тайн, которые ему довелось хранить. Маяки кажутся ужасно романтичными и в то же время пугают, будто это самое подходящее место для триллера. А уж если маяк заброшенный… В 1939 году, когда южная часть Сахалина принадлежала Японии, на мысе Анива (или Нака-Сиретоко-мисаки, как его называли японцы) появился маяк. Строить его было трудно и опасно, обслуживать — тоже. В начале 90-х его перевели на автоматический режим работы от солнечных батарей, немногочисленный персонал разъехался, и маяк начал постепенно разрушаться. Ходят слухи о возможной реконструкции, но пока он так и стоит — забытый мрачный идол посреди неспокойного моря.

Как добраться: до Южно-Сахалинска — на самолете. К маяку плавают на моторных лодках. Удастся ли высадиться на скалистый мыс Анива и увидеть легендарный маяк вблизи, вопрос случая: море в этих краях отличается бурным нравом.


7 | Железная дорога Чум — Салехард — Игарка

Железная дорога Чум — Салехард — Игарка

Еще один мистический образ из фильмов, книг и страшных снов — поезд. Из проржавевшего вагона, стоящего на покореженных рельсах, так и ждешь истошного человеческого крика. А если рядом появляется барак за колючей проволокой, кино становится похожим на один из грандиозных сталинских проектов — одноколейную железную дорогу «Чум — Салехард — Игарка». В 1947-53 годах ее называли стройка 501 (участок от Чума до реки Пур) и 503 (Пур — Игарка) и держали под большим секретом. Работали в основном заключенные, отбиваясь от гнуса летом и замерзая зимой. В марте 1953 года Сталин умер, была объявлена масштабная амнистия. Строительство железной дороги спешно свернули, когда из запланированных 1 500 км было готово около 900. Отдельные части стали использовать (например, Чум — Лабытнанги длиной 195 км и восстановленный в 70-х участок от Надыма до Нового Уренгоя длиной около 300 км), но большинство просто бросили. Сейчас энтузиасты устраивают пешие и автоэкспедиции на заброшенные участки, чтобы увидеть покосившееся полотно посреди дикой природы, паровозы, остатки мостов и поселков и другие следы знаменитой стройки.

Побывать на останках строек 501 и 503 — задача непростая: они находятся в труднодоступных местах с очень суровой погодой. Подробный рассказ о дороге здесь и здесь.


8 | Телевышка высотой 350 метров, Галич

Телевышка высотой 350 метров, Галич

В Костромской области строили 350-метровую телевышку. Недостроили и забросили. Подъем опасный, на верхней площадке нет ограждений, но все равно залезали. Кто-то — за хорошими кадрами с высоты, кто-то — для проверки своих нервов и спортивной формы, другие хотят встретить наверху рассвет или признаться в любви. Быстрее всех возвращались на землю отчаянные бейсджамперы. Как ни странно, место это стало популярным.

Легендарная недостроенная и заброшенная телевышка А-330 высотой почти 350 метров, что равняется высоте стоэтажного дома и превышает размеры Эйфелевой башни, была планово снесена 8 июня 2017 года в 16.20 путём подрыва. знаменитая галичская телевышка А-330 была построена в 1992 году с целью обеспечения хорошего радио- и ТВ- сигнала по области. Однако, незадолго до сдачи объекта в эксплуатацию проект был заморожен из-за прекращения финансирования, которое так и не возобновилось.


9 | Замок Кенигсберг, Калининградская область

Замок Кенигсберг, Калининградская область

У каждого древнего города есть сердце. Вокруг русских кремлей и европейских замков всегда бурлила жизнь и лихо закручивались события истории. В Кенигсберге (нынешнем Калининграде) все начиналось традиционно — с крепости, которую построил в 1255 году король Чехии Оттокар II Пржемысл, прибывший в эти земли на помощь крестоносцам. Со временем крепость превратилась во внушительный замок, служивший резиденцией руководителей Тевтонского ордена, а позже — герцогов прусских и местом коронации прусских королей. Во время Второй мировой войны замок сильно пострадал. В 1967 году все еще впечатляющие руины взлетели на воздух, а примерно на их месте появился монстр — Дом советов, так и не достроенный до конца. Небезразличные к судьбе замка то и дело обсуждают возможность его восстановления, но далеко пока не продвинулись. Перед поездкой стоит посмотреть старые фотографии, тогда прогулка по достопримечательности, которой нет, приобретет хоть какой-то смысл.


10 | Отель «Северная корона», Санкт-Петербург

Отель «Северная корона», Санкт-Петербург

Шикарный пятизвездочный отель, который не принял ни одного постояльца. Покинутый, стоит он посреди большого города, и по стенам ползет плесень. Завязка для хоррора? Нет, знаменитый питерский недострой — отель «Северная корона». Строительство комплекса на 247 номеров началось в 1988 и было заморожено в 1995 году. Менялись владельцы, назначались новые даты торжественного открытия, но «Северная корона» так и не заработала. Сейчас злополучный отель охраняют, но некоторые все же умудряются попасть внутрь.


Источник

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!

Write comment

Войти с помощью: 

Your data will be safe! Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person. Required fields marked as *

пять + 19 =