Забытый двухсотлетний храм в селе Торманово
14.12.2017

Забытый двухсотлетний храм в селе Торманово

Высокая колокольня, сооружённая в формах зрелого классицизма с отдельными элементами барокко, состоит из трёх ярусов. Над сферической кровлей последнего яруса поднят глухой барабан, несущий тонкий шпиль. В оформлении ярусов колокольни, прорезанных высокими арочными проёмами, использованы торжественные четырёхколонные тосканские портики.

В Тормановском крае Советская власть установилась в конце 1917 г., когда были созданы волостные исполнительные комитеты солдатских и крестьянских депутатов. В Солигаличском уезде, в состав которого входил погост Торманово, изъятие церковных ценностей началось в 1922 г. За четыре месяца общее поступление серебра с 8 церквей города и 42 церквей уезда составляло 49 пудов (около 800 кг.). Кроме того, были изъяты золотые изделия, 13 бриллиантовых и одно из жемчуга украшений. Практически все «комиссии по изъятию» столкнулись с сопротивлением (особенно в сёлах Николо-Березовец, Торманово, Корцово).

Местное духовенство отказывались открывать церкви и выдавать ценности. Колокольным звоном было оповещено население окрестных деревень, которые оказали сопротивление членам комиссий. Во избежание срыва проведения кампании Президиум Солигаличского уездного исполкома издаёт постановление по принятию мер к лицам, не подчиняющимся распоряжению властей. В частности, проведение в жизнь данного постановления поручалось милиции.

В храме сохранилась основа двухъярусного пятичинового иконостаса посл. четв. XIX века. в эклектичных формах которого преобладают черты барокко. Интересно смотрится его завершение в виде многолопастного фронтона.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года «О религиозных объединениях», каждая религиозная община обязана была заключить договор с райисполкомом на право пользования молитвенным зданием. В соответствии с договором необходимо было предоставлять ежегодную отчётность о приходно-расходных средствах, поступающих в общину. Община должна была регулярно производить ремонт храма за счёт своих средств. Невыполнение условий договора служило поводом по его расторжению, а затем и закрытию самой церкви.

По сути, многие церкви были закрыты по причине невыполнения договорных условий в части ремонта «молитвенного помещения». Предполагаю, если в наше время городские власти перестанут выделять землю под постройку храмов, ограничат финансовые вливания, введут налоги и прекратится частное спонсирование, результат будет тот же.

Трапезная перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки, перекинутые между стенами и двумя массивными столбами. Наиболее атмосферное место в храмовом комплексе. Настолько всё разрушено и столь колоритно проросло зарослями природы, что создаётся ощущение прошедших целых столетий забвения, а не полвека.

В конце 1930-х церковь закрыли; в 37-м сняли колокол. Каменный забор разобрали и увезли в Судай для строительства домов, остатки растащили местные жители. Не обошло стороной тормановский край и раскулачивание. Правда, во всём крае было раскулачено всего 30 домов.

Не избежал печальной участи местный священник Пётр Иванович Иорданский: в 1929 г. осуждён, сослан в Сибирь, где и умер. На его место в храм перевели священником Ивана Евгеньевича Кордобовского, брата Николая Кордобовского — священника с. Лаврентьевского; в 1932 г. храм закрыли и Николай, лишившись средств к существованию, запил горькую и покончил жизнь самоубийством. Сельскохозяйственные налоги, установленные советской властью в отношении священнослужителей, привыкшим жить по-иному, тяжёлым бременем легли на их семьи.

Стоит отметить судьбу детей Николая Кордобовского: сын его Георгий погиб в боях с фашистами, а три дочери Анастасия, Серафима и Валентина долго жили в Чухломе и умерли в начале нашего века. Но вернёмся к Ивану Евгеньевичу Кордобовскому. Недолго служил он священником в Торманово. В 1935 г. за неуплату налога был осуждён на два года. В 1937 г. арестован в Ярославле по «делу о создании в области антисоветских повстанческо-диверсионных групп». Участниками являлась большая группа духовенства. В сентябре того же года Кордобовский был расстрелян.

Не могли не запечатлеть сейф для церковной утвари. Чтобы лихой крестьянин не стянул ненароком чего-либо божественного.

Возле храма, среди плотно обступивших зелёных джунглей стоит старинное каменное надгробие (его отыскали в недавнем времени местные активисты). Надпись на камне гласит: «Благочинный и кавалер, священникъ Иоаннъ Михайловичъ Скворцовъ. Родился 18 октября 1821 года. Умер 3 марта 1890 года. Жил при семъ приходе 43 года». Более четырёх десятков лет отец Иоанн крестил, венчал и отпевал прихожан села, предков современных жителей округи.

Родился он в семье пономаря церкви исчезнувшего села Озарникова. Родители его не были долгожителями, в 16 лет он остался сиротой. И всё же с младшим братом Северьяном закончил Костромскую духовную семинарию. Помогал им дед, священник церкви села Николо-Жуково.

В 1847 г. Иван Михайлович получил приход в Торманове, где в 1861 г. у них с матушкой Апполинарией родились сыновья Дмитрий и Леонид. Старшие дочери Серафима и Александра вышли замуж, одна за священника соседнего прихода церкви села Починок, вторая — за дьякона в селе Коровье. Вот они настоящие духовные династии. Не в пример сегодняшним, откуда ни возьмись появившимся тысячам попов.

С началом коллективизации, началась организация колхозов. Крестьяне, кто побогаче, не хотели идти в колхоз, поэтому уезжали в город. В 1931 г. на территории бывшей волости было создано 10 колхозов с громкоговорящими названиями: «1 Мая», «Серп и молот», «Путь к социализму», «Новая жизнь», «Большевик» и др. В колхозах выращивали зерновые: рожь, пшеницу, овёс, ячмень, а также лён. Выращивание льна занимало много времени и труда.

На помощь пришла техника: было построено несколько с/х агрегатов, в каждом было по три машины: мялка, трепалка и куделеприготовитель. В конце 1950-х была попытка взрастить кукурузу и гречиху, но в наших условиях они не вызревали. Колхозники работали с утра до вечера, обеспечивая благосостояние края.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 400 человек.

В 1957 г. в селе работал молокозавод. В трапезной был установлен зерноток, но в один из дней вывалилась одна из стен, у которой было насыпано зерно. После этого жизнедеятельность церкви в хозяйственной ипостаси прекратилась.

В 1960 г. колхозы объединились в один гигантский — «Путь к коммунизму», председателем которого был фронтовик Иван Ефимов (награждён «За боевые заслуги», «За оборону советского Заполярья» и «За победу над Германией»).

В двух км от Торманова с 1973 г. начали застраивать дер. Куливёртово как центральную усадьбу колхоза. В километре от Торманова, в Фокино, располагался фельдшерско-акушерский пункт.

В соседнем Раменье находились клуб, библиотека, ветпункт, администрация.

В тормановской школе с 1967 по 1986 гг. был выпущен 121 ученик.

В наши дни школа закрыта (немногие ученики переведены в куливёртовскую школу).

В 1975 г. для местных ребятишек на средства колхоза был построен детсад. Детей в те времена было много, кто поменьше сидели с бабушками, а постарше гуляли сами по себе, или с родителями ходили на работу. Родители постоянно чувствовали тревогу за своих детей.

Теперь жителям окрестных деревень была предоставлена возможность отдать детей в садик, где ребята были под присмотром, а воспитатели проводили с ними занятия. Нянечки (молодые девушки) в детский сад приезжали из Судайской школы, направленные по комсомольской путёвке.

Количество детей росло, и в 1988 г. к зданию детсада были пристроены ясли.

С 1990-х всё и вся пошло на убыль. С каждым годом детей становилось меньше, в 2001 г. из-за недостатка финансирования детсад закрыли. Сельское хозяйство пришло в упадок, работы не стало, и как следствие сейчас на территории Тормановского сельского поселения проживает немногим более 200 человек. А в округе появились сотни заброшенных деревень, подобные ниже представленной.

Pages: 1 2 3

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!