Заброшенный Петровский док в Кронштадте
19.11.2017

Заброшенный Петровский док в Кронштадте

Когда стоишь здесь, около ржавой металлической конструкции, нависающей над глубоким, заросшим деревьями и кустарниками каналом, даже не думаешь о том, насколько уникальное сооружение перед тобой. Пожалуй, только выложенные кирпичом и камнем с особой аккуратностью стенки канала наводят на мысли, что это не просто какой-то заброшенный канал.

На самом деле, это действительно уникальное сооружение — первый в России сухой док, который строили очень долго — с 1719 по 1752 г.г. по Указу Петра Великого.

Это было в полном смысле слова прорывное сооружение того времени, как по масштабам, так и по инженерной мысли.

Петровский док предназначался для ремонта подводной части кораблей и судов, имел длину 300 м, ширину — 20 м, глубина — 12 м, и мог одновременно принять для ремонта 4-5 (!!!) больших кораблей.

С развитием Петербурга, который превращался в мощный западный морской форпост России, в начале XVIII в. остро встал вопрос строительства доков для быстрого ремонта самых разных кораблей, в первую очередь военных.

8 мая 1719 года Петр I издает Указ, в соответствии с которым в Кронштадте начинают строить ультрасовременный по тем временам док.

По проекту Петра, нужно было построить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. Быстрая откачка воды была самым важным фактором, т.к. при поездках в Европу, Пётр, изучая устройство голландских и английских доков, главным недостатком отмечал длительную откачку воды (более месяца).

Для строительства доков привезли солдат из Выборга, Пярны и Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ, — их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.

Но людей и материалов не хватало, и время строительства затянулось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить до 4,5 саженей. Срок сдачи канала был май 1721 года. Интересно, что в случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью (актуально было бы для нашего времени).

После смерти Петра возведение сооружения шло медленно. Но с воцарением Елизаветы Петровны увеличилось поступление средств и работы активизировались. Официальное открытие Док-канала произошло 27 июля 1752 года в присутствии Елизаветы Петровны, которая сама привела в действие шлюзовые механизмы и пустила воду в канал. Мероприятие сопровождалось залпом 1331 орудия. Генерал-майор И. фон Люберас, который руководил на тот момент строительством, был награжден орденом Св. Андрея Первозванного.

Огромные металлические ворота дока.

Док-канал мог принимать 4-5 больших кораблей. Сооружение по тем временам было прорывным — удалось реализовать основную цель проекта Петра – добиться быстрой откачки воды из дока. В те времена в Европе на выкачивание воды в доках уходили недели или даже более месяца. А из Кронштадтского дока вода уходила сама и всего за один день. Это позволяло быстро ремонтировать корабли. Док осушался путем слива воды в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Оттуда вода уже откачивалась специальными машинами: сначала насосом с ветряным двигателем, позже использовалась паровая тяга.

По мере откачки воды корабли опускались на свои «доковые клетки» (опоры для прочной установки кораблей). После этого к ним подводили различные приспособления для строительства – леса, трапы. Подводили электричество, сжатый воздух, тепло. По окончании работ все эти инженерные сети и приспособления убирали, воду впускали в док. При заполнении дока водой до уровня воды в гавани открывалась специальная перемычка — батопорт, и отремонтированные корабли выводились из дока.

Док мог бы служить исправно и сейчас, но принципы его функционирования морально устарели. По мнению ученых, док свое отслужил, но из него можно сделать отличный музейный экспонат. Официального музея, посвященного Петровскому Док-каналу, пока нет, тем не менее, посмотреть на заброшенную часть этого сооружения всегда можно. Для этого нужно зайти во двор дома № 5 по Коммунистической улице и пройтись немного пешком.

Предупреждение на ржавой конструкции, нависающей над доком.

Стены дока вызывают восхищение. Прошло почти 300 лет с начала строительства, а кладка до сих пор в очень хорошем состоянии. А ведь здесь постоянно то была вода, то ее откачивали, т.е. воздействие на кирпич и камень было колоссальным.

 Надписи на каменных блоках, оставшиеся после проведение какого-то рейверского сейшна несколько лет назад (по словам местных жителей).

Створный маяк на берегу Петровского дока. К той, его заброшенной части, что на фото выше, ведет доковый канал длиной около 1,5 км, у начала которого и стоит один из старейших маяков Кронштадта.

Автор

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!