Величие и забвение военного аэродрома Даугавпилса в Лациках
Удивительный латышский город Даугавпилс не устаёт поражать меня своими контрастами. Я трижды был здесь за последний год и каждый раз находил здесь нечто поражающее моё воображение.
Я уже не мало написал интересного про этот город, но вот Вам ещё одно по-своему бесподобное его место – бывший военный аэродром в Лоциках. Когда-то он был крупнейших в Прибалтике, а на боевом посту здесь стояли передовые войска и техника времён СССР. Теперь же это место может поразить своей деструктивностью и практически полным отсутствием перспектив.
Вместе с военными похоже жизнь отсюда ушла и я убедился в этом лично.
Есть в русском сегменте интернета интересный сайт „strizhi.ru“, посвящённый истории военно-воздушных сил СССР и России. Чаще всего там пишут люди, так или иначе связанные с авиацией. Там есть на форуме ветка, посвящённая бывшему военному аэродрому в Лоциках. Очень многие люди на ней с огромной ностальгией вспоминают годы своей молодости, проведённого в 12 километрах от Даугавпилса. То время для них всегда будет наполнено яркими красками прошлого. Но, как бы там нибыло, это время уже давно ушло.
Лоцики, и правда, были очень особенным местом. Вообще, в своё время в Даугавпилсе было аж три аэродрома. В Лоциках военный аэродром начали строить в 50-ых годах прошлого века. Рядом с ним сразу же начал расти и небольшой военный городок. Почему и городку, и аэродрому дали название Лоцики уже давно никто толком не знает. Уже после развала СССР посёлку хотели дать более латышское название Лачи, но оно не прижилось.
Сначала здесь размещались одни из первых советских реактивных истребителей Миг-15, которые затем сменили Миг-19 и Як-25. Стояли здесь и стратегические бомбардировщики Як-28, которые могли нести и ядерное вооружение.
Со временем аэродром постоянно расширяли и модернизировали. Военный городок тоже разрастался. Не даром в самом Даугавпилсе располагалось лётное училище. Проблем с кадрам здесь не испытывали. В 1981 году в Лоциках разместился 372-ой полк новейших на тот момент сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Миг-27м. Ради них на аэродроме было заменено покрытие взлётных полос, полностью модернизированы все вспомогательные постройки, склады и укрытия.
После этого здесь смогли приземлятся и взлетать тяжёлые военно-транспортные самолёты Ан-22 и Ил-76. По сути аэродром тогда мог принять практически любой самолёт. Именно тогда аэродром в Лоциках приобрёл статус одного в число лучших в СССР. Он даже угодил в списки НАТО, как объект, подлежащий к немедленному уничтожению в случае войны.
Кстати, советские военные, осознавая подобные угрозы того времени, рекомендовали строить соседние автомобильные трассы, с возможностью приземления на них военных самолётов. Некоторые такие участки дорог способны стать временными аэродромами до сих пор. Слышал, что натовские самолёты, расквартированные теперь в Прибалтике, успешно опробовали несколько таких дорожных участков в Латвии.
Военно-воздушная база в Лоциках в свои лучшие годы вмещала в себя несколько тысяч военнослужащих и продолжала расти. Здесь же размещалась и радиолокационная часть. Именно сюда были перекинуты подразделения Советской армии из Чехии в 1992 году, но уже через два года отсюда ушли все военные, а эскадрилья мигов переместилась в Липецк, где и была вскоре расформирована.
Латыши одно время пробовали использовать доставшийся им первоклассный аэродром по назначению, но вскоре здесь всё пришло в запустение. Последняя попытка оживить это место была всего три года назад. В масс-медиа была с помпой запущена информация о новом проекте Даугавпилского Международно аэропорта, который как раз должен был разместиться на месте бывшего военного аэродрома. Этот проект мог бы оживить и преобразить весь город, но, к сожалению, эта идея так и не была реализована в виду отсутствия финансовых источников.