Кобанское ущелье, турбаза Кахтисар и потерянный фуникулёр
09.12.2017

Кобанское ущелье, турбаза Кахтисар и потерянный фуникулёр

Приветствую читателей! Так получилось, что в феврале и марте мне довелось дважды съездить «на юга» — сначала на 4 дня в Азербайджан, а затем на 5 дней в Осетию. Покажу вам горы, и немного расскажу о заброшенной турбазе Кахтисар, об исчезнувшем столетнем фуникулёре и о горной речке Гизельдон, которая журчит даже подо льдом.

В советское время на вершине перевала между Кобанским и Даргавским ущельями была построена турбаза Кахтисар (осет. Къæхтысæр), которой удалось пережить и развал Союза, и 1990-е, и даже военный конфликт с Ингушетией.

К сожалению, турбаза была закрыта в 2009 году — через 7 лет после того, как оказалась засыпана сошедшим ледником Колка проходившая через соседнее Кармадонское ущелье трасса. Вероятнее всего, основная причина закрытия турбазы — именно то, что она оказалась на маршруте строящейся новой дороги через перевал. Хотя не стоит также исключать фактор снижения потока туристов из-за ухудшения транспортной доступности турбазы после катастрофы.

Наш путь начался от стоянки перед Гизельдонской ГЭС — именно до сюда получилось доехать на такси из Владикавказа. Дальше дорога резко сворачивала на довольно стрёмный мост из бетонных блоков и продолжалась в сопровождении табличек о ремонте, опасностях и особой экологической зоне вблизи ГЭС

Договориться об осмотре ГЭС изнутри мы даже не пытались — ни заранее, ни непосредственно около неё, так как слабо верим в свои дипломатические навыки, да и я уже несколько лет как задолжала РусГидро отчет об экскурсии на другой объект. Ограничились беглым осмотром снаружи — она весьма красивая.

Стоит обратить внимание читателей на то, что Гизельдонская ГЭС является старейшей действующей гидроэлектростанцией Северного Кавказа и одной из старейших ГЭС в России. На момент ввода в эксплуатацию, Гизельдонская ГЭС была самой высоконапорной гидроэлектростанцией в Европе, а в настоящее время она использует самый большой напор среди ГЭС России и является наиболее мощной российской ГЭС, использующей ковшовые гидроагрегаты. Большая часть оборудования гидроэлектростанции находится в эксплуатации с момента её пуска — более 70 лет, продолжая функционировать и в настоящее время.

На википедии есть достаточно обширная статья о Гизельдонской ГЭС, которую все интересующиеся могут прочитать — в частности, обратите внимание на раздел об истории её строительства, она весьма любопытна.

Ну а наш путь пролегал вперёд по дороге — достаточно ровной и живописной, не взирая на крутые склоны ущелья. Вдоль всей дороги проходит ЛЭП.

Дорога идёт вдоль реки Гизельдон — вернее, вдоль того, что остается от неё после того, как выше по течению часть воды уходит по подземному каналу на ГЭС. А остаётся от неё примерно ничего — во всяком случае, в марте. Половодье на этой реке приходится на конец весны — начало лета, ну а мы приехали задолго до него, поэтому вместо бурной горной речки наблюдали незначительный прохладный ручей. Вот он, в нижней части фотки:

Что касается самой дороги, существует она здесь достаточно давно. Наверное, со времён строительства ГЭС. Единственное, мне показалось, что сравнительно недавно ее укрепили и несколько расширили, на что указывают свежесрезанные выходы скал.

Срез очень гладкий — хотелось бы видеть ту пилу, которой это делалось 🙂 К слову, на этих ровных срезах уже полным полно даунских граффити в духе «тут был вася» — я их зашопила, как могла, чтобы не так противно было.

Опоры ЛЭП торчат в разных местах по дороге — справа, слева и даже где-то наверху.

Также вдоль дороги с верхних частей скал в нескольких местах стекают небольшими водопадами ручейки от таяния остатков снега.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Agnostic


Related articles

Sorry, no posts were found.

Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!