История одного авиатора
Этого мужчину я встретил в заброшенном поселке авиаторов на Чукотке, когда искал старое здание аэровокзала. Было удивительно обнаружить человека среди пустых домов, еще более удивительно было узнать, что он здесь живет. У него целый двухэтажный дом, бывший когда-то многоквартирным. Мы разговорились, и мой собеседник поведал мне свою непростую историю.
Четыре года назад во время выполнения захода на посадку в крайне сложных погодных условиях произошла катастрофа вертолета Ми-8Т. Вертолет частично разрушился и загорелся. Погибли два пассажира и один член экипажа. Командир воздушного судна и второй пилот получили травмы и ожоги, позже один из них также скончался.
Единственный оставшийся в живых пилот стоял передо мной посреди заброшенного поселка.
Конечно, бывший авиатор не рассказывал мне всех подробностей, ограничившись короткой, но глубокой фразой:
— Я из авиации нехорошо ушел. Мой вертолет разбился, люди погибли.
После больницы пилота много раз вызывали на допросы. Следствие длилось несколько лет, отрабатывались два основных направления: отказ техники и ошибка экипажа. Решение по делу не вынесено до сих пор, всё это время бывший пилот должен быть рядом. Он облюбовал один из заброшенных домов, утеплил, поставил окна. Ближе уже некуда. Это его поселок, это его аэропорт базирования.
Дальнейшую информацию по катастрофе я собирал буквально по крупицам.
Вертолет Ми-8 выполнял работы по сбору и вывозу РИТЭГов. РИТЭГ — это радиоизотопный термоэлектрический генератор, то есть прибор для вырабатывания электрической энергии за счет тепла, выделяющегося при распаде радиоактивных изотопов. По сути, маленькая атомная электростанция. Такие использовались у военных, на маяках и в навигационных знаках, у метеорологов, в общем, там, где постоянно в течение длительного времени требовалась электрическая энергия, а взять ее было больше неоткуда. Если бы во время катастрофы на борту был РИТЭГ, последствия могли быть более трагичными.
В тот день вертолет Ми-8 вылетел из аэропорта «Певек» в сторону Биллингса. Перед полетом вертолет и экипаж прошли положенный осмотр и все предполетные процедуры. Экипаж был опытный, с большим налетом.
Говорят, что каждое авиационное происшествие — почти всегда сочетание нескольких факторов. Изучая материалы расследования, я поражаюсь роковой цепочке совпадений.
Началось все с неверного прогноза погоды:
…при составлении прогноза погоды по квадратам в районе маршрута полета дежурным синоптиком не были учтены особенности развития синоптических процессов на арктическом побережье в весенне-летний период, не учтены данные о фактической погоде на метеостанции Биллингс на момент составления прогноза, где был туман при видимости 300-500 м, что явилось причинами ошибочного прогноза погоды, выраженного в отсутствии в тексте АВ-5 прогноза тумана в районе Биллингса (в квадратах 7БГ-8).
Во время консультации экипажа перед вылетом дежурный синоптик устно предупредила КВС о том, что на побережье наблюдается туман (протокол опроса КВС от 28.07.2011).
…Только после сообщения о катастрофе синоптик дописала от руки: «… в районе Биллингса туман 300 м» (протокол опроса синоптика от 31.07.2011).
Далее:
На момент авиационного происшествия состояние посадочной площадки Биллингс не соответствовало требованиям «Инструкции по производству полетов в районе п. п. Биллингс» от 29.09.2010 и НПО ГА-85 п. 14.1.2 Приложение № 14, так как:
— было демонтировано оборудование ночного старта;
— повреждены ограничительные знаки;
— полностью отсутствовало какое-либо противопожарное оборудование (огнетушители трех видов, бочки с водой, ящик с песком и т. д.);
— не предусмотрена должность начальник площадки.
Несмотря на эти нарушения, при подготовке к ВЛП 2011 данная площадка была признана пригодной к работе комиссией из а/п Певек («Акт проверки состояния и годности к эксплуатации посадочной площадки Биллингс к работе в ВЛП» от 05.05.2011 утвержден начальником филиала а/п Певек).
По факту экипажу вертолета пришлось садиться на эту площадку в волнах тумана. В расследовании описаны особенности работы автомата перекоса, которые могли повлиять на поведение вертолета при снижении, и неполное выполнение всех инструкций и технологий экипажем.
Как итог:
Столкновение вертолета с землей произошло в 23:15:18 с правым креном 2°, с вертикальной скоростью около 4 м/с, углом тангажа на кабрирование 4° и угловой скоростью вращения около 15°/с по курсу влево. В результате столкновения вертолета с землей произошел удар лопастей НВ о хвостовую балку в районе стабилизатора с последующим отделением ее части вместе с концевой балкой и рулевым винтом.
Под действием реактивного момента и боковой составляющей силы тяги НВ вертолет с левым вращением опрокинулся на правый борт и загорелся.
Я не специалист по авиационным расследованиям и не свидетель происшествия, поэтому не буду высказывать свое мнение. Если желаете прочитать о расследовании подробнее, можете ознакомиться с отчетом. Мы разговаривали с пилотом не об этом, а о том, как он живет в заброшенном поселке.
Среди однообразных заброшенных домов жилье авиатора выделяется раскраской. На фасаде изображены флаги, которые дороги для единственного жителя этого дома. Греция, Украина, Россия и какой-то еще. Узнали? Я думаю, что вряд ли.
Не буду томить, это флаг Чукотского автономного округа.
Забот у хозяина много. Нужно утеплять свой дом, заготавливать топливо, ездить за продуктами в соседний Певек. В общем, вести суровый северный быт. Пока не завершены все следственные процедуры, куда-то далеко уехать или устроиться на работу нереально.
Мы попрощались и пошли бродить дальше. Проходя в следующий раз мимо раскрашенного дома, увидели, что хозяин пошел куда-то по своим делам.
Я не знаю, как сложится судьба пилота дальше, но искренне желаю, чтобы в его жизни скорее наступили покой и определенность.
П.С. Некоторые жители Певека говорят, что у авиатора есть жилье в Певеке, где он и живет, и лишь в теплое время года периодически выезжает в поселок с ночевками, что он летает к семье на материк. Почему командир не может перебраться с Чукотки навсегда, почему предпочитает городу заброшенный поселок и сколько времени там проводит, я не знаю. Могу лишь сказать, что встретил авиатора я именно в Апапельгино и мой рассказ основан на словах командира и тех немногих документах, которые мне удалось найти.