Доминанта приозёрного Поречья
05.02.2018

Доминанта приозёрного Поречья

По сей день остаётся загадкой, отчего повсюду я читаю «слава Богу, храм вернули; Союз свернули». Как пример, Поречье-Рыбное. Снесли памятник Ленину, возобновили религиозные службы и «слава Богу». Вопрос: отчего же слава? Жителей стало меньше на треть: 1989 г. – 2500 жит.; 2010 г. – 1700; 2017 – ?; рабочих мест не хватает (снова, как сто лет назад, появилось отходничество). Про качество жизни промолчу. И это в 20 км от Ростова Великого (впрочем, он сам с 1996 по 2016 гг. «потерял» 6000 жителей). Вознося хвалу Господу в полуразрушенном Петропавловском храме, идут крёстным ходом по селу с обветшалыми домами, убитой коммунальной инфраструктурой и сошедшей на нет социальной сферой. Конечно, картина в Поречье не так страшна, как я рисую. Это по-прежнему крупный и живой посёлок (правда, оживающий с приездом дачников). До сих пор действует консервный завод, хотя и устаревший (модернизировался 40 лет назад).

Дабы не уходить в полемику, достаточно сравнить нынешнюю жизнь с недавним прошлым. О чём можно убедиться, заглянув в семейные фотоальбомы поречан на сайте «Ростовская земля». Лишь близость к Ростову и трассе держит посёлок на плаву. Но в других менее крупных и более удалённых деревнях картины определённо удручающе. Согласно моим опросам, в глубинках Центральной России даже набожные старожилы сетуют, что до начала Перестройки жизнь в селе была в полном понимании этого слова. Но с каждым годом людей, действительно знающих чем и как жило село, становится всё меньше, а их реальные воспоминания затмевает активная пропаганда «ужасов» Советского государства.

Страдание, горе, беда, лишения — всегда были и поныне остаются стимуляторами религиозности, создающими церкви дополнительные возможности для активизации её деятельности. Чем беднее (как нравственно, так и материально) становится население, чем меньше ему оказывается социальная помощь, да и многие другие факторы создают почву для воззвания к Богу и надежде, если не найти «небесную помощь», так хотя бы приобрести утешение в своих невзгодах. Люди слабые и растерявшиеся чувствуют потребность в иллюзорном восполнении, даваемом религией.

При отсутствие социально-экономической и общественной основы, идейно-воспитательной работы и снижению уровня мировоззрения россиян церковь снова стала культивировать религиозность в массы. Особенно в сёлах, где активно закрываются библиотеки, школы, больницы, дома культуры, колхозные поля поросли бурьяном, а заводы превратились в руины.

Мы тем временем вернёмся к колокольне. По данным метрических книг, на кладбище при Петропавловском и Никитском храмах ежегодно хоронили до 100 человек. При эпидемиях, например, холеры в 1848 г., — до 280 человек. К сер. XIX века кладбище стало тесным, и в 1865 г. в полуверсте от села был возведен третий, кладбищенский храм св. Троицы.

На волостном сходе было решено погребение умерших производить на вновь созданном кладбище. Желавшим погребать усопших на старом кладбище, в центре села, за каждого покойника нужно было делать взнос в пользу церкви: с совершеннолетнего – 25 руб.; с малолетнего – 5 руб. Хоронили здесь в первую очередь купцов и мещан как проживавших в селе, так и живших в городах на отхожих промыслах, но привезённых на родину для погребения.

Хоронили зажиточных крестьян и крестьян из др.губерний, купленных поречанами «для услуг» или работавших по найму; были солдатки и отставные солдаты, работавшие в Поречье. В 1930-40-е надгробия использовали при строительстве некоторых сооружений консервного завода. Отдельные памятники граждане с могил своих предков увезли к себе домой. Летом 2006 г. на территории бывшего кладбища были найдены около 20 надгробных памятников. Обнаруженные надгробия были установлены на огороженной площадке перед колокольней. О них и пойдёт речь.

«Под сим камнем погребено тело крестьянки села Поречья Анны Григорьевны Маланьиной, сконч. 16 июня 1885 года, Жития ея было 85 лет». На боковой стороне надпись: «Поставлен сей памятник сыном Алексеем Семёновичем любящей матери в знак незабвенной памяти».

«Под сим камнем погребено тело крестьянки села Поречья Варвары Александровны Исаевой. Род. 29 ноября 1818 г. Сконч. 23 декабря 1883 г. Жития было 75 лет и 14 дней». В нижней части памятника: «От любящего племянника незабвенной тётушке».

«Под сим камнем погребено тело рабы божией Петровской Купчихи Марии Николаевны Устиновой, родилась 1818 года мая 21 дня, скончалась 1868 года декабря 10». Ещё ниже: «Вечная тебе память Незабвенная наша родительница, от признательных детей».

Метрическая книга свидетельствует, что Мария Николаевна умерла «от горячки». Крестьяне Устиновы, выкупившись на волю немного ранее 1861 г., стали купцами заштатного города Петровска Ростовского уезда.

«Здесь покоится прах Николая Александровича Устинова. Родился 1840 года 8-го октября. Скончался 1876 года 22 февраля, в 8 часов вечера». Хотя по метрике день его рождения 6 октября (но такие несостыковки дат на надгробиях и записях в метриках явление не редкое). На задней стороне памятника эпитафия: «Постой же хоть на миг Расстался рано с нами. Супругу и детей оставил сиротами! Услышь наш горький вопль, услышь и пожалей, проснись и посмотри на плачущих  детей! Прерви свой мёртвый сон! Птенцы твои рыдают! Слезами горькими могилу обливают! И ты не внемлешь нам, земное разлюбя! Стон маленьких сирот не трогает тебя!».

«Здесь погребено тело Никиты Петровича Устинова. Родился в 1833 г. 21 мая. Помер 1867 г. 22 ноября. Жития его было 34 года».

С обратной стороны памятника эпитафия:

«Не долга на земле ты жизнью наслаждался. Недолго радовал на свете всех собой. Настал внезапный час, ты с жизнию расстался. И вечным сном заснул под хладною землей. Мать, жена, брат, дети родные и чужие. Все память о тебе хранят в своих сердцах. Творец прими его в селения святые. Грехи его прости, дай  жизнь на небесах».

В метрический книге значится, что Никита Петрович умер «от удара» 22 и похоронен 25 ноября 1866 г. (здесь несостыковочка в годе захоронения).

Pages: 1 2 3 4 5

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!