Доминанта приозёрного Поречья
Естественной юго-восточной границей берега озера Неро служит самая крупная река ростовского края Сара, на обоих берегах которой раскинулось древнее село Поречье-Рыбное. Рыбная ловля, огородничество, а с XVIII века разведение лекарственных и душистых трав сделали приозёрное село одним из самых богатых на ростовской земле. Кроме того, рост благосостояния Поречья в разное время обеспечивался царскими милостями, покровительством ростовского митрополита, прямым участием в обустройстве села графа В. Орлова, владельца небезызвестного подмосковного имения «Отрада-Семёновское».
В Поречье строилось много каменных домов и культовых зданий. Безусловное господствующее положение в заозёрье заняла высоченная колокольня, ставшая доминантой на многие десятки км вокруг. О ней, о старинных надгробиях возле оной и об укладе жизни поречан пойдёт речь в сегодняшнем посте.
Для начала совершим краткий экскурс в прошлое Поречья-Рыбного. Согласно местным преданиям, на месте села Поречья в древности было жилище княжны Лизихи, прозванной Царь-Девицей, супруги некого Аттельского царевича Гассана. Затем тут находилось поселение ростовского боярина и епарха Аверкия (1345 г.). С XIV века село служило местом княжеской «птицеловной» охоты и называлось Ловецким. В разные годы селом владели князья Иван Голень, Иван Пужбольский, Иван Тёмка-Янов и др. В 1374 г. князь Пётр Безчестный на своём участке поставил церковь Петра и Павла. Чуть позднее князь Яков Щепин выстроил церковь Никиты Мученика.
При царе Михаиле Фёдоровиче Поречью-Ловецкому было отдано в полное владение ростовское озеро. С 1683 г. село стало принадлежать ростовскому митрополиту Иону Сысоевичу. При нём по обоим берегам реки Сары, протекающей через Поречье и называвшейся мерянским именем Гда, была выстроена митрополичья слобода из 59 дворов, именовавшаяся Берёзово. В 1709 г. Пётр I отдал озеро и все протекающие здесь реки И.А. Мусину-Пушкину, владельцу села Угодичи, что лишило поречан большей части доходов и заставило обратиться к огородничеству. В 1764 г.
Екатерина II перевела Поречье на оброк и передала в казну, а в 1772 г. пожаловала своему фавориту графу Г. Орлову, который через некоторое время продал имение братьям. В 1784 г. Поречье покупает и владеет до самой смерти, в 1831 г., граф В. Орлов, установивший здесь «Правила об укладе жизни… и нравах». Последним хозяином в 1844 г. становится граф В. Панин.
В начале XIX в. Поречье являлось вторым после Ростова крупнейшим населённым пунктом Ростовского уезда. Если в Ростове насчитывалось чуть более 4700 жителей, то в Поречье проживало 2100 душ. Село раскинулось на 16 улицах по берегам реки Гды (второе название реки Сары в её нижнем течении), регулярная планировка которых сложилась при графе В. Орлове. Два каменных храма с колокольней высотою в 44 сажени считались «богатейшими во всей губернии». Особенностью Поречья являлось обилие каменных зданий: из 412 домов 82 были каменными, «из коих многие, по величине и замысловатой архитектуре, могли бы, не краснея, стать в ряду щегольских зданий, какого угодно губернского города». Поречье — родина огородничества на ростовской земле.
Вместе с рыбной ловлей, откуда второе название села — Рыбное, огородничество было основным занятием поречан. Начиная с XVIII века, согласно легенде, после обучения по распоряжению молодого царя Петра I крестьян Поречья в Голландии, здесь начали выращивать до 87 наименований лекарственных и душистых трав. А с 1805 г. разводили цикорий и зелёный горошек. В селе имелся гостиный двор, вотчинное правление, сельское училище и кредитный банк.
В сер. XIX века поречане разделялись по своей состоятельности и «благонравию» на три группы: «благопристойные» или «первостатейные», «средние» и «порочные». Такое положение подтверждает «разрядный список» графа Панина от 1845 г., деливший крестьян на «состоятельных, менее состоятельных и недостаточных».
Как пример, соотношение численности домовладений крестьян в Поречье:
Периоды……………………зажиточные …………средние…………….бедные
1800 — 1830 гг. . . . . . . . .16% . . . . . . . . . . . . 23% . . . . . . . . . . . 61%
1831 — 1860 гг. . . . . . . . .18% . . . . . . . . . . . . 21,4%. . . . . . . . . . 60,6%
Огородничество, несмотря на высокую степень развития, не являлось главным источником доходов поречан. «Здешнее население бывает налицо только зимою; а в летнее время более половины жителей рассеиваются по столичным и губернским городам». Значительная часть крестьянского населения с февраля по ноябрь уходила в отход в крупные города Центральной России, Прибалтики, Финляндии и Сибири.
Ну, а мы перенесёмся в наши дни. Увы, современное Поречье-Рыбное встретило нас унылыми фасадами пластиковых окон, отделкой сайдингом, спутниковыми тарелками. Большинство домов в удручающем состоянии, много полуживых или с заколоченными окнами. Посему историческую застройку снимать не стали. А на центральной площади некогда величественный культовый ансамбль находится теперь в заброшенном и полуразрушенном состоянии.
Сразу отмечу, что представленные в моём отчёте архивные фото церквей и их интерьеров сделаны фотографом С.Ф. Агафоновым. Сергей Федорович работал по заданию ростовского музея в 1920-30-е гг., когда сотрудники музея старались сохранить произведения искусства и живописи. Взяты фото с ценного своими старинными снимками сайта «Retro View of Mankind’s Habitat». Другая часть фотографий (в основном советского периода) позаимствована мною с замечательного краеведческого портала «Ростовская земля. История и культура», где история села представлена фотографиями из семейных альбомов, а также наличием материала из архивных фондов, собранного зав. ист. отд. Ростовского музея А. Морозовым.
На месте старой деревянной церкви в 1767 г. в селе завершили строительство летнего храма во имя св. апостолов Петра и Павла. Шатровая колокольня, судя по кладке, построена в сер. XVIII века, повторяя форму подобных сооружений XVII века.
Как упомянуто выше, в 1784 г. Поречье было куплено графом В. Г. Орловым, при нём церковные здания украсились живописью, серебром и драгоценными камнями. В Петропавловской церкви дорогой работы иконостас был сплошь вызолочен; все иконы большого размера облечены в серебряные ризы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. На местных и боковых иконах масса серебра достигала до 25 пуд. Ризница по её драгоценности могла удовлетворить требованиям кафедрального собора.