05.04.2018

Заброшенный дом зажиточного крестьянина

Обходим дом в поисках входной двери, аль крыльца. Но, увы! Буквально несколько лет тому назад тут находился двухэтажный хозяйственный двор, пристроенный к основному объёму в кон. XIX — нач. XX веков. Разобран в недавнем времени.

Проходим в переднюю часть дома (задняя часть — не уцелевший хоздвор) через низкую дверь. И попадаем в изначально тёплую жилую избу, что полвека топилась по-чёрному (курная изба). На фото: средняя часть комнаты, где перед печью заборкой был выгорожен кухонный угол с залавками и доской-наблюдником (заборка и залавка не сохранились).

В этой половине дома дочерна закопчённый потолок сложен из брёвен-кругляков (в советское время обильно оклеен обоями). По материалам обследования, в северо-восточном углу была устроена большая глинобитная печь с лепным челом в опечке (деревянная доска внизу печи) с припечной доской (сохранились фрагменты). Голбец (лаз на полати), сами полати до наших дней не дожили. Как и глинобитная печка (на фото). Все филенчатые (опечка, залавок и др.) детали были с росписью.

В разобранном виде они разбросаны по всему дому, но большая часть исчезла. Перед нами у стены стоит фрагмент залавка (залавок — длинный ящик возле печи с подъёмной крышкой для хранения продуктов и посуды).

Над дверью не сохранившегося голбца ещё в 1975-м была надпись: «1901 г. 30 сен. – мас. Филипъ Дими. Лихаче». Роспись на всех деталях приблизительно идентична: на красном фоне в синей рамке цветы, синие с жёлтым и белым…

…или ёлочки.

Зафотал что-то по мелочам.

Без литературы в сельском доме никуда.

А жизнь-то была.

Последней деревенской жительницей Томилово была Анна Ивановна Дворецкая. По её словам («Вохомская Правда» от 2013 г.) в советское время жители соседних деревень трудились в колхозе, у каждого был полный двор скотины — обязательно корова, телята, поросята. В конюшне содержалось с десяток лошадей, был и телятник. На реке, протекающей рядом, женщины стирали, полоскали бельё, мужики удили рыбу. В деревне росли ребятишки. В детсад, школу бегали в соседнее село Макарята — центр культурной жизни. Там же односельчане собирались в клуб на танцы, кино, концерты. Анна Ивановна выйдя замуж, переселилась в Маручаты. По словам дяди Паши (председатель совхоза и персонаж предыдущей части), из Маручат на зиму Анна перебирается к детям и внукам в Макарята. По крайней мере так было раньше. Дай бог им всем здоровья и долгих лет жизни!

Pages: 1 2 3 4 5

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!