Ткуарчал: заброшенный шахтёрский город
28.09.2017

Ткуарчал: заброшенный шахтёрский город

Сегодня в центре внимания — абхазский город Ткуарчал. Когда-то крупнейший промышленный центр, населенный пункт, по численности жителей занимающий второе место в Абхазии после столицы Сухума, после войны 92-93 годов превратился фактически в город-призрак. В настоящее время в городе огромные территории занимают заброшенные и полуразрушенные здания. Крупные улицы фактически пусты. В нижней части города виднеются трубы и гигантские корпуса бывшей ГРЭС. Однако не все так грустно, жизнь в этом городе постепенно возрождается.

«Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году.  В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткуарчал — уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992—1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан.»

Такую статью можно обнаружить, если зайти на Википедию и прочитать о городе. В этом году в ходе отдыха в Абхазии было решено отправиться и посмотреть на город собственными глазами. Прочитав разные статьи в интернете, мы составили несколько маршрутов и выделили основные цели, которые хотелось бы посетить. Можно было взять проводников, но мы решили отправиться своим ходом. В столице Абхазии Сухуме на вокзале мы предварительно посмотрели расписание соответствующих автобусов и наметили день, когда отправимся в этот город. И вот в районе 8 утра мы садимся на автобус и двигаемся в путь. За окошком мелькают разные села, поля, реки и горы. Через пару часов дорога начинает заворачивать, мы начинаем проезжать между горами. По GPS видим, что скоро приедем. В конце концов прибываем на городской рынок.

Первый пункт, который мы идем смотреть — это известнейший железнодорожный мост в район Акармару через реку Аалдзга. Дугой изогнувшийся над горной рекой, он является уникальным архитектурным сооружением. Если спуститься и отправиться вдоль бывшего ж/д пути, можно попасть в такие любопытные места, как заброшенный район Акармару, радоновые ванны и шахты по добыче каменного угля. Но у нас довольно ограниченное время, поэтому мы отправимся в другую сторону.

Ткуарчал: заброшенный шахтёрский город

Ткуарчал: заброшенный шахтёрский город

Позади обнаруживаем бывшее кафе «Лашкиндар». Внутри стены украшены рисунками на шахтерскую тематику, однако общее состояние довольно печальное. Направимся по дороге мимо плотины в сторону бывшей ГРЭС.

Перед тем, как уйти, сделаем кадр бывшего железнодорожного моста с приближением.

Природа вокруг просто потрясающая. Облака стелются на верхушках гор, вокруг везде буйная растительность, снизу шумит горная река, на этой фотографии вы можете увидеть одну из скал, которая расположилась неподалёку.

Стоит заметить, что автобус привёз нас в верхнюю часть города. А сейчас мы идем по дороге, которая приведет нас в нижнюю. По пути мы проходим мимо пары разрушенных и пары жилых домов. У одного из них наше внимание привлёк красивый фонтан. Очень атмосферно он смотрится с плавающими осенними листьями. В центре фонтана — фигура цапли, по периметру — трёх маленьких лягушек.

А вот и один из жилых домов. Уже здесь чувствуется архитектура 50-ых годов, но дальше в отчете встретятся и гораздо более красивые)

Фонтанная лягушка в приближении. Все очень сильно замшело.

Отправляемся дальше. Мы оказываемся на одном из многочисленных мостов через реку Акармара. На берегу стоит одинокая заброшенная хрущёвка, а внизу грохочут бушующие воды горной реки.

Но я совсем забыл показать вам бывшую плотину. Если где-то посередине от заброшенного кафе до моста выйти к обрыву, то вдали можно увидеть остатки плотины на горной реке.

С этого же моста сделаем фотографию в другом направлении — в сторону города. Очень красивые пейзажи. Погода в принципе была к нам благосклонна, разве что порой было слишком солнечно, но это разве проблема?

А это дерево нас особенно заинтересовало. Обычное дерево, только высокое, было увито зарослями ягоды кустистой ежевики — ажины метров на 5 от земли.

Вдали показывается главный городской автомобильный мост. Именно по нему автобус и проезжает в сторону конечной остановки — городского рынка.

С правой части реки снова показываются заброшенные или даже недостроенные хрущёвки. Теперь уже даже и не понять. Дома очень сильно поросли травой и зарослями.

Ну а мы тем временем идём дальше. По ходу пути в этой части города мы пока что никого не встретили. Вокруг деревья уже постепенно примеряют осенние наряды. Несмотря на южные края, сюда тоже приходит осень. К слову сказать, в городе — превосходные природно-климатические условия. Климат субтропический — лето тёплое (средняя температура июля 28 °C), зима умеренно мягкая и теплая (средняя температура января +8 °C); осадков свыше 2000 мм в год. Проходим под автомобильным мостом, но пока что в центр города не идём.

Мост позади, перед нами показывается бывшее железнодорожное полотно и яркий брошенный вагончик. В тот момент, как я делал этот кадр, сзади нас окликнул сторож ГРЭС и предложил отправиться к нему. Что мы и сделали.

Ну а теперь — позитив! Яркие осенние краски деревьев и сочные цвета голубого неба) По главному автомобильному мосту отправляемся в центральную, живую часть города.

Солнышко ушло немного в сторону, поэтому теперь можно фотографировать все в правильном свете. Виды с моста.

Постепенно нам начинают встречаться и люди, и жилые здания. Город очень уютный (!), как бы это не парадоксально звучало.

Поскольку канатная дорога не работает, мы поднимаемся по высокой лестнице с кучей ступенек, и оказываемся прямо перед городской администрацией. Красотища! Если бы этот город восстановить, ввести экологичное производство, то я бы хотел здесь жить. Сейчас все основные фабричные мощности работают в очень маленькую силу, поэтому воздух в городе чистейший. А зелень и хвоя вокруг, горы — это просто чудесно.

Есть некоторое противопоставление между верхней и нижнею частями города. Мы добрались до верхней станции канатной дороги и сделали кадр вниз. Сначала я очень хотел забраться наверх той вышки, но банально не хватило времени. Кстати, в левой части кадра хорошо виден корпус странной формы на территории ГРЭС, откуда мы делали пейзажные снимки.

Внезапно, на полу станции канатной дороги обнаруживаем ягоду, похожую на землянику! Оказалось, это «дюшенея индийская»)

Улицы города — это просто рай какой-то. После душных и забензиненных Москвы и Химок они показались просто чудом. Машин фактически нету, архитектура домов прекрасная, прямо под окнами растут хвойные деревья.

Новый памятник героям войн 1941-45 и 1992-1993, который отливали в России. Очень сильное зрелище.

К сожалению, и в этой живой части встречаются разрушенные дома, пострадавшие во время войны.

На улицах порой можно встретить коров, а вот тут в обычном дворике пасутся лошади. Идиллия)

Еще примеры красивой городской архитектуры. Жилой дом на одной из центральных улиц.

Заброшенный дом на улице в верхней части города.

Растения уже растут без помощи людей.

Мое любимое место — неподалеку от дома культуры и администрации. Здесь мы пытались найти кафе, оно оказалось закрыто. Однако обнаружилось другое, прямо на открытом воздухе. Нам сделали пельменей в сметане, кофе-гляссе и мороженное. Прямо в тени деревьев мы пообедали и, к слову сказать, довольно вкусно.

Ну а мы направились в сторону автобусной остановки — в районе 17 часов уходит последний в день автобус на Сухум, и потом отсюда будет выбраться довольно проблематично. Главная улица города и красивые кипарисы с хвойными вдоль нее. Яркий плакат о мобильном интернете еще раз напоминает о том, что все здесь только начинается.

По ходу прогулки я встретил много жителей, и школьников, желающих отвести нас к водопаду на экскурсию, и девушек в красивых платьях, и просто жителей города. Не думайте, что улицы города пусты, и он весь вымер. ДК почти отреставрирован, на многих зданиях сверху сделаны новые крыши. Восстанавливаются учреждения и дома. Так что все еще впереди. У такого красивого города должно быть прекрасное будущее.

Автор

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!

Write comment

Your data will be safe! Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person. Required fields marked as *