ЗГРЛС «Дуга» | Поход в зону отчуждения
Первое опытное включение ЗГРЛС Чернобыль-2: 1980 год. По данным некоторых источников, стоимость капиталовложений составляла семь миллиардов советских рублей. Для сравнения — это вдвое дороже, чем строительство Чернобыльской АЭС.
Возле радара, сооруженного неподалёку от города Чернобыль, был создан гарнизон, где жили военные и их семьи. В гарнизоне была расквартирована воинская часть дальней космической связи.
ЗГРЛС была принята на боевое дежурство ПВО СССР в 1985 году, а в 1986 году система была полностью модернизирована и начала проходить государственную приёмку. До модернизации использование ЗГРЛС было затруднительным, поскольку часть диапазона рабочих частот совпадала с частотой работы авиационных систем. После модернизации эта проблема совпадения рабочих частот ЗГРЛС с частотами гражданской авиации была решена. Однако после аварии на ЧАЭС в 1986 году объект Чернобыль-2 перестал нести боевое дежурство.
Полное закрытие инфраструктуры города Чернобыль-2 было проведено не сразу: до 1987 года она была законсервирована. Но со временем стало понятно, что эксплуатировать её в условиях зоны отчуждения невозможно. Основные узлы системы ЗГРЛС были демонтированы и вывезены в г. Комсомольск-на-Амуре.
Сегодня металлические конструкции выглядят достаточно надёжными, и, главное, они выполняют своё функциональное назначение — удерживают на себе колоссальные нагрузки от смонтированных на них элементов радара (тросов, несущих мачт, вибраторов) без значительных коррозионных повреждений.
За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук), получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел).
Всего было построено 3 подобных объекта:
- В пос. Большая Картель (Хабаровский край), рядом с Комсомольском-на-Амуре.
- В районе Чернобыля (объект Чернобыль 2).
- Экспериментальная установка возле Николаева
На сегодняшний день две из трех демонтированы. Антенны в Николаеве и Комсомольске-на-Амуре демонтировали путем промышленного подрыва. Но ученые посчитали, что есть вероятность землетрясения после того как эта железная стена упадет. А так как станция находится всего в 10 километрах, о подрыве не может быть и речи. Остается вариант — разбирать, но он слишком дорог. Вот и получается, что и хочется и колется. А там как ни крути 760,000 тонн металла!