Призрак Ткварчельской ГРЭС
Ткуарчал — огромный «город-призрак», расположенный между горными массивами на востоке страны. Всего пару десятков лет назад он являлся промышленным центром Абхазии, а теперь это один из самых апокалиптичных городов на территории бывшего СССР. Население за два десятка лет сократилось с 40 тыс. человек всего до 5. Отличительной особенностью Ткуарчала от множества других промышленных советских городов является архитектура. Вместо скучных однотипных панельных стен, улицы украшают классические фасады, характерные для курортных регионов. Даже корпуса заводов оформлены пилястрами и арками.
Главное градообразующее предприятие города — масштабная по размерам ГРЭС, трубы которой видны почти из любой точки города. Когда- то это предприятие обеспечивало рабочими местами добрую половину города, но производство остановилось, а вместе с ним и жизнь Ткуарчала. ГРЭС пережила войну, но не смогла пережить кризиса. Большая часть населения, оставшись без работы переехала жить к побережью страны или в Россию, а в опустевших домах остались в основном старики, доживающие в тишине свои годы. В городе на столько тихо, что можно услышать звуки, проезжающего в нескольких километрах автомобиля. Такая протяженная тишина царит уже больше 20 лет. Последние громкие звуки, которые помнит Ткуарчал – это перестрелки и грохот бомбежек во время войны.
«Развитие индустриализации Абхазии имело свои особенности. Основной задачей являлось строительство предприятий промышленности, приближенных к местным источникам сырья. Необходимо было ликвидировать технико-экономическую отсталость края, чтобы превратить его из аграрной в индустриальную республику. Индустриализация, с одной стороны, способствовала привлечению коренного абхазского населения в промышленное производство, с другой – наплыву людей со стороны, т. е. извне.»
Пустые улицы встречают нас остатками городского вокзала.
Над главным входом до сих пор уцелели буквы с названием города на абхазском и грузинском языках.
Вместо разветвленной сети путей — большой пустырь. Почти все рельсы домонтировали за ненадобностью. Над вокзалом повис одинокий вагончик канатной дороги, которая тянется через добрую половину города, соединяя железнодорожный вокзал с центромю
Фуникулер давно не доставляет работников станции в верхнюю часть города.
На пути подъема вагончиков успело вырасти целое дерево.
Переместимся на завод, главный объект города — Ткварчельскую ГРЭС. Такой вид открывается на территорию с одной из двух доменных труб.
В ту, на которою я залез во время военного конфликта попал снаряд. Как это очень редко бывает, он не взорвался, и труба чудом устояла. О былом ранении на трубе остался след в виде огромной дыры между 5 и 6 ярусами (всего ярусов 9). Лезть до последнего опасно — чем выше лестница, тем тоньше проржавевшие насквозь перекладины. На верхних ярусах, в некоторых местах, прутья и вовсе отсутсвуют. Уж не знаю с чем это связано.
Говорят, что трубу строили немцы, потому и устояла перед снарядом. Внутри толстая кладка кирпича.