Поезд-призрак «Восточный экспресс» в Бельгии
По сей день «Восточный Экспресс» является одним из самых знаковых поездов из когда-либо созданных, он напоминает нам о том, что роскошный способ передвижения был запущен еще в далёком 1883 году. К сожалению, только один из этих красавцев, дожил до наших дней.
Фотограф Брайан отправился в Бельгию, чтобы запечатлеть на фотографиях последний «Восточный Экспресс».
Все началось в 1872 году, когда молодой бельгийский инженер Жорж Нагельмакерс совершил путешествие в Америку и, впечатленный разветвленной сетью железных дорог и роскошными пульмановскими вагонами, решил воплотить в жизнь свое видение поезда будущего. Так 4 октября 1883 года появился Восточный экспресс, а вместе с ним родился и новый тип путешествий, окруженных тайнами и диковинными историями.
В поезде было пять вагонов – багажный, два спальных, вагон-ресторан и вагон для персонала. В поезде разместилось около сорока пассажиров, которых пригласил в путешествие из Парижа в Стамбул инженер Джордж Нагельмакерс.
Несмотря на то что публика на первый рейс собралась самая что ни на есть элитная, людям рекомендовалось спать одетыми и держать при себе оружие, поскольку поездка из цивилизованного Запада на Восток подобным способом была экспериментом чистой воды.
Меньше чем за десять лет Восточный экспресс был признан самым быстрым и престижным в мире поездом класса люкс. У каждого из его вагонов свой стиль – они символизируют роскошь и высшее общество, к которому принадлежат великие политики, аристократы и промышленники.
Восточный экспресс на пятнадцать лет опередил Транссибирскую магистраль, запущенную в 1898 году. Первая его ветка проходила через Вену, Будапешт и Бухарест и заканчивалась в Джурджу (Румыния). В 1906 году построенный между Италией и Швейцарией туннель Симплон открыл поездам двери в Венецию – знаменитый состав получил имя Venice Simplon Orient-Express.
А в 1921 году начинается золотой век легендарного поезда – отныне его путь из Парижа в Стамбул пролегает через Венецию и Триест.
В 1894 году Общество спальных вагонов (la Compagnie des Wagons-lits) создает по всему миру гостиницы класса люкс для своих клиентов: Vera Palace в Константинополе, le Grand Hotel des Wagons-lits в Пекине, l’Elysees Palace на Елисейских Полях в Париже, Avenida Palace в Лиссабоне. Многие известные личности, аристократы, светские женщины, бизнесмены, политики путешествовали на этом поезде и способствовали созданию его репутации.
Восточный экспресс с момента своего создания был больше чем просто транспортным средством. Жоржу Нагельмакерсу пришла в голову счастливая мысль – он хотел, чтобы его детище стало «поездом Европы» и соединило бы ее восточную и западную части. Когда в 1923 году к власти в Турции пришел новый прогрессивный политик Ататюрк, он упомянул Восточный экспресс как символ современных технологий и сотрудничества с Европой.
«Поезд монархов» – еще одно прозвище экспресса. В 1901 году, после смерти королевы Виктории, Восточный экспресс заполнился королями, принцами и монархами. Персонал недоумевал: кому из высоких особ можно ходить по вагонам других принцев и королей? Кого в какое купе селить?
Все они ехали на Восточном экспрессе в Лондон попрощаться с королевой.
Болгарский царь Фердинанд I, когда поезд проходил по территории его страны, неоднократно «вставал за штурвал».
Политические перипетии XX века отразились и на такой далекой от политики теме, как транспорт, и в частности на самом Восточном экспрессе. Во время Первой мировой войны его переименовали в «Балкан Цуг», а курсировать он стал между Берлином, Софией и Стамбулом — столицами тех стран, выступавших против Антанты. Впоследствии поезд переименовали в Симплон-Восточный экспресс, так как его маршрут стал проходить по новому Симплонскому тоннелю под Альпами.
Во время Второй мировой войны возник псевдо-Восточный экспресс, который перевозил правящие верха Третьего рейха из Берлина в Стамбул.
Легендарный поезд вдохновлял поэтов и писателей, неравнодушных к путешествиям. Грэм Грин, Валери Ларбо, Владимир Набоков, Жозеф Кессель, Хемингуэй, Поль Моран, Агата Кристи и многие другие задействовали в своих произведениях Восточный экспресс.
Восточный экспресс всегда отправлялся и прибывал вовремя. Лишь однажды он опоздал на целых пять дней. Зимой 1929 года состав совершил вынужденную остановку в горах Турции в 80 километрах от Стамбула. Пути Восточного экспресса заволокла снежная буря. Пассажиры сидели в вагонах все пять дней. Вагон-ресторан не работал, и двое пассажиров отправились на охоту, вооружившись двумя револьверами. Тогда на ужин подали волчье мясо… Агата Кристи любила путешествовать на Восточном экспрессе и услышала о вынужденной остановке в новостях. Этот эпизод впоследствии лег в основу знаменитого детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе».
Агата Кристи провела в Восточном экспрессе часть своего медового месяца. А в стамбульском отеле «Пера», в номере 411, Кристи написала свой знаменитый детектив. И сегодня посетители отеля могут зайти в номер и увидеть, в какой обстановке писался роман. Почти все убранство комнаты такое же, какое было при Кристи.
Мата-Хари, прекрасная шпионка с трагической судьбой, назначала встречи в этом поезде, полагаясь на его надежную защиту.
Восточный экспресс стал самым популярным поездом, на котором люди путешествовали по Европе. Упадок наступил во время Второй мировой войны. Паромные переправы отменялись, и путешествовать становилось невозможно. К 50-м годам поезд стал ходить по прежнему маршруту. Однако он тут же приобрел свое неофициальное название — «поезд холодной войны», потому как курсировал он по территориям конфликтующих государств.
Это плохо сказалось и на сервисе, и на скорости движения, к тому же от имперской роскоши поезда осталось мало. Много неудобств доставляла процедура прохождения таможни, которая часто сопровождалась досмотром личных вещей в поисках контрабандных товаров, которые тайно перевозили через границы соцстран. В общем, богатые люди перестали пользоваться поездом и пересели в самолеты.
19 мая 1977 года поезд отправился в свое последнее путешествие, поскольку его эксплуатация перестала быть выгодной компании. Так печально бы и закончилась история Восточного экспресса, если бы не американский миллионер Джеймс Шервуд, который выделил 16 миллионов долларов на покупку и реставрацию 35 вагонов знаменитого экспресса. Случилось это во многом благодаря Агате Кристи и ее роману, вдохновившему режиссера Сидни Люмета cнять киноверсию детектива. Для создания достоверности киноповествования режиссер добыл два старых вагона –спальный и ресторан 1920 года выпуска. Вагоны эти несли бессменную вахту в составе поезда Venice Simplon Orient-Express вплоть до 1939 года, потом были списаны и мирно доживали свой век на запасном пути.
После выхода картины в 1977 году их продали с аукциона. Покупателем и стал предприниматель Джеймс Шервуд. 25 мая 1982 года, почти через 99 лет после своего рождения, обновленный Orient-Express снова тронулся в путь.
Сегодня все вагоны полностью восстановлены, при этом сохранены их оригинальный стиль и цветовая гамма. 25 мая 1982 года они вновь отправились в путь. С марта по ноябрь компания «Восточный экспресс» предлагает проехать одним из множества маршрутов, пролегающих через живописные местности. Поезд пересекает десять стран по маршруту Лондон–Венеция–Стамбул, делая остановки в красивейших городах Европы – Риме, Праге, Вене.
Пассажиры размещаются в одно- и двухместных купе с отдельными туалетом и ванной, горячую воду для которых нагревают специальные приборы. Стюард заботится об их комфорте во время путешествия.
В Восточном экспрессе три вагона-ресторана, и у каждого свой стиль. В вагоне № 4141, оформленном в 1929 году Рене Лаликом в стиле Лазурного Берега, на декоративных панно из синего стекла девушки собирают гроздья винограда. В вагоне № 4110 под названием «Северная звезда» можно увидеть один из самых красивых в мире образчиков деревянной мозаики. Что касается вагона № 4095, он обязан своей известностью изысканному восточному оформлению.
В каждом купе индивидуальное отопление. Некоторые купе оснащены персональным сейфом.
Самая дешевая, однодневная поездка на Восточном экспрессе обойдется в 2760 долларов, а дорогая, из Парижа в Стамбул, почти в 20 000 долларов.
Французские шеф-повара готовят блюда только из свежайших продуктов, а здешняя винная карта не уступает крупным ресторанам. В меню: слоеный пирог с фуа-гра и перигорским соусом, сопровождаемый вином Pouilly Fume (Пуйи Фюме); маринованная и зажаренная в трюфелях телятина и овощи в желтом вине, сопровождаемые вином Saint-Estephe (Сент-Эстеф). Меню table d’hote включено в стоимость поездки, а меню a la carte и круглосуточный сервис доступны за дополнительную плату.
После ужина пассажиры отправляются в бар, расположенный в вагоне № 3647, полностью оформленный Жераром Галле в стиле ар-нуво. Когда-то здесь Грегори Пек предлагал своей партнерше по фильму «Римские каникулы» Одри Хэпберн выпить ее первую «Маргариту», а Владимир Набоков писал черновики «Лолиты».
Нынешнее здание терминала Сиркеджи (Sirkeci Garı) построено в 1890 году по проекту прусского архитектора Августа Яхмунда. Пример европейского ориентализма. Здание ни разу не перестраивалось: туристы и сегодня могут почувствовать настоящую атмосферу вокзала, который встречал Восточный экспресс. Сегодня здесь есть винтажный ресторан и музей, посвященный легендарному поезду.