Противокорабельный береговой ракетный комплекс «Утёс»
05.12.2017

Противокорабельный береговой ракетный комплекс «Утёс»

В том году мой отпуск пришёлся на первую половину августа, и я не смогла отказаться от предложения старых знакомых принять участие в очередной увлекательной поездке в северные регионы европейской части нашей страны — на этот раз не только в Мурманскую, но и в Архангельскую область.

Основным пунктом программы был четырехдневный визит на остров Кильдин в Баренцевом море — наверное, об этом приключении стоит рассказать целостно, отдельной записью — но мне удобнее сделать это позже, чтобы иметь возможность дать ссылки на разрозненный материал по конкретным точкам осмотра.

А в этом посте я хотела бы показать вам то, что осталось от двух дивизионов противокорабельного берегового ракетного комплекса «Утёс» — масштабного и почти уникального объекта военной истории, построенного в 50-х годах XX века. Почти — потому как аналогичный комплекс был сооружен ещё и на Черном море, и, к счастью, действует до сих пор.

А здесь, на севере, дни его сочтены, но состояние конструкций по-прежнему представляет интерес.

Противокорабельный береговой ракетный комплекс «Утёс»

На фото — массо-габаритный макет крылатой противокорабельной ракеты П-35. Именно под такие ракеты комплекс был рассчитан в последние годы жизни, после очередной модернизации в 80-х, и до 1995 года, когда ракетный полк покинул остров.

Для защиты морского побережья на подходах к Кольскому полуострову в 1955 году на Кильдине Западном начал создаваться подземный ракетный комплекс берегового базирования с радиусом действия до 100 км, названный «Объектом 101». Аналогичный «Объект 100» начал строиться в 1954 г. под Севастополем. В 1957 году был сформирован 616 отдельный береговой ракетный полк (обрп) и начала создаваться новая инфраструктура для обеспечения жизни и деятельности полка. Фактически 616 обрп стал «градообразующим» предприятием на Кильдине на долгие годы . Ракетный комплекс за время своей службы несколько раз модернизировался. В 1995 году 616 обрп покинул Кильдин. Вместе с ним в историю ушла и целая эпоха освоения острова…

В обзоре под катом — фотки территорий двух дивизионов: подземные пусковые установки, командный пункт и дизельная электростанция, а также остатки ракеты.

Военные в советское время не жалели средств и сил на разработку и строительство запредельного разнообразия сооружений, да и границ этим средствам, как и ресурсам, у них практически не было. Зато была большая и важная цель — разместить инфраструктуру так, чтобы потенциальному врагу было сложнее заметить и разведать.

Поэтому всё, что можно и что нельзя, пряталось под землю — в том числе в жарких пустынях, мрачных болотах и северной тундре. Земля-матушка всё стерпит, а твердый гранит так или иначе расколется под натиском армейских усилий.

Помню, как меня лет 6 тому назад впечатлили военные дороги для ракетовозов под Козельском (Калужская область) — прямые, широкие, проложенные то поперёк (и насквозь) высоких холмов, то по рукотворным насыпям высотой до уровня верхушек деревьев… «два солдата из стройбата заменяют экскаватор» — но я и представить себе не могла, что дороги по мягкой земле — это просто и обычно, а где-то на севере возведены обширные подземные укрытия и склады, прорубленные в камне.

Первый день мы решили посвятить осмотру восточного дивизиона — дальнего от точки нашей стоянки (в посёлке Верхний Кильдин). Пройти пришлось около 7 километров в каждую сторону — рельеф острова холмистый, поэтому времени на прогулку требовалось больше, чем требуется на преодоление аналогичных расстояний по городу.

На западный дивизион мы прогулялись на следующий день — идти оказалось существенно ближе, а погода снова радовала. С погодой вообще повезло — дождь был только в вечер прибытия на остров, зато в последующие дни солнце нас баловало, гроза обходила стороной, а туманы восхищали.

Каждый дивизион включает две парные пусковые установки, прилагающиеся к ним подземные хранилища и техпомещения, а также дизельную электростанцию и командный пункт. На восточной (дальней) позиции командный пункт сохранился лучше, чем на западной (ближней), а вот дизельная — наоборот. Состояние пусковых примерно одинаковое, однако на ближнем дивизионе сохранилась целая толпа транспортировочных тележек. Поэтому в посте замешаны фотки с обеих площадок — с потерей хронологии, но с попыткой сохранить логику осмотра.

Издалека каждая площадка выглядит как слабо заметная группа небольших построек, к которой ведут дороги, обозначенные бочками. Когда-то из каждой бочки торчал длинный шест — это для того, чтобы дорогу было видно даже занесённую снегом.

То, что осталось от контрольно-пропускного пункта.

Элементы площадки довольно сильно разбросаны на местности — первым делом взгляд падает на холмики с торчащими над ними основаниями антенн. Когда-то на этих основаниях были развернуты лепестки радаров, но их утащили на металл.

Металла здесь много, но всё же черметчики есть (работают в договоре с вояками), поэтому объекты осмотра со временем пропадают.

Внутри каждого холмика небольшое помещение, унылое и пустое.

Тут же можно увидеть большое количество таких вот лючков, под которыми небольшие камеры с выходами и соединениями кабелей.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Agnostic


Comments

No Comments Yet! You can be first to comment this post!

Write comment

Your data will be safe! Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person. Required fields marked as *